Welcome to Советские мотороллеры!

     Навигация
· Главная
· FAQ
· Архив новостей
· Библиотека
· Добавить статью
· Карта сайта
· Клуб
· Личные сообщения
· Мой аккаунт
· Написать админу
· Поиск!!!
· Помощь сайту
· Ссылки
· Форум
· Галерея


     Статьи
Наши питомцы
Советы бывалых
Старые страницы
Рассказы
Клуб путешествий
История

     История моделей
· Массовые модели
   · Пузатая <Вятка>
   · Двухколесный <Самовар>
   · Мото-ЭМка
   · Электрон
   · Турист
   · T200M
   · Čezeta-501
   · Čezeta-502
· Экспериментальные
   · Вятка В-175
· Самоделки
   · Роллер Алексеича
· История заводов
   · Завод Молот

     Кто в Онлайне
33 гостей и 1 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.


Клуб путешествий

Бросок на Юг



Здравствуйте! Меня зовут Евгений, я из Питера. 21 год как я являюсь владельцем мотоцикла “Тула” ТМЗ-5.952. В далёком 1994 году мне его подарили родители за успешное окончание школы (я действительно неплохо учился). С тех пор я, конечно, несколько вырос и из школьника превратился в немаленького дядьку средних лет. Работа, жена, сын. Авто разные. Все эти годы “Тула” исправно мне служила, превращая каждое лето в мотоциклиста. Простая надёжная конструкция, в меру бережная эксплуатация, профилактика и ремонт позволили моему мотоциклу за двадцать лет пробежать 20 тысяч километров, а мне – много лет получать удовольствие (как от поездок, так и от ремонтов с профилактиками). Из 20 тысяч пробега практически всё было наезжено в радиусе 15 километров от дома в пригороде Питера (там постоянно живут мои родители и “Тула”). Получается, за год я наезжаю около тысячи, как по асфальту, так и по полям, лесам и окрестным садоводствам.

Но вот в последние несколько лет стали мне в Сети попадаться различные истории про то как люди на мотоциклах совершают увлекательные поездки по стране и миру. Переживая вместе с авторами этих статей их трудности и радости, у меня и самого стало появляться желание сделать что-либо подобное. Конечно, я не помышлял о каких-то там трофи-рейдах и париждакарах. Просто хотелось сесть на мотоцикл и куда-нибудь съездить, и не в соседний посёлок за пивом, а так, чтобы далеко. Чтобы ехать несколько дней и чтоб запомнилось на всю жизнь. Правда, было и понимание того, что “Тула” с мотором 200 куб. сантиметров и внедорожной резиной не очень подходит для дальних перемещений дядки весом больше центнера. И, глядя на огромное количество мощных блестящих японцев, появившихся на улицах Питера за последние лет 15, мне приходила мысль “а не поменять ли неновый советский вездеходик на неновый японский чоппер”. Чтобы можно было кожаную куртку купить и зваться байкером. Но понимание того, что в нашем климате да с моим образом жизни, и “вездеходик”, и ”чоппер” всё равно остаются больше игрушками, чем транспортом, меня останавливало и останавливает. Да и по лесам на чоппере ездить не будешь, и вообще, “Тула” - уже есть, а на что-то другое надо тратиться. К тому же, если поехать куда-нибудь далеко на “Туле”, это придаст поездке дополнительный элемент экстремальности.

В конце 2014 понимание того, что надо вот так вот сесть и куда-нибудь съездить пришло окончательно. Я начал придумывать план поездки и постепенно готовить “Тулу” к дальнему походу. С придумыванием плана возникли проблемы. Отсутствие родственников и знакомых в других городах не позволяло определиться с целью планировавшегося путешествия и выбрать направление. Подготовку же мотоцикла я свёл в основном к обслуживанию: поменял масло и сальники в вилке (грешен - и то и другое -впервые за 20 лет), там же заменил сломанную пружину, поставил оптическое зажигание, перекрасил аппарат заново и устранил косяки по внешнему виду (самое главное – нанёс оригинальную надпись на бак). Ещё стал подбирать комплект запчастей, которые рассчитывал взять с собой в дорогу.

Весной наконец начало вырисовываться направление поездки. Секция карате, где занимается мой сын, запланировала летний выезд в лагерь в Анапу, и сроки их выезда совпадали со сроком моего летнего отпуска. Подумав, решил, что навестить ребёнка в лагере – достаточно убедительная причина, чтобы пуститься в путешествие (как для жены, так и для меня самого – я ведь так до конца и не был уверен, надо ли мне всё это).

Подготовка.

Зима 2014-15 в Питере выдалась на редкость тёплой, что позволило выгнать “Тулу” уже в начале апреля на прохождение техосмотра. Тогда же я и начал окончательную подготовку мотоцикла к поездке. И тут окончательно стал ребром вопрос, который все последние годы становился для меня (думаю, не только для меня) всё острее и острее. Это вопрос топлива, а именно исчезновения из ассортимента наших АЗС бензина А-76. Во всей округе мне оставались известны только две заправки, где А-76/Аи-80 ещё продавался и где я его, собственно, и покупал. Наличие нужного топлива в других же областях по предполагаемому маршруту было для меня тайной, покрытой мраком. Рассеять немного этот мрак мне помог случай, и результаты оказались неутешительными. В марте довелось прокатиться до Москвы и обратно на машине, и по ходу поездки я выяснил, что семдесятшестой почти нигде уже не наливают – видел только одну заправку где-то под Москвой. Стало ясно, что свои планы я могу осуществить только на 92-ом бензине. Вопросом, можно ли кормить мотор “Тулы” Аи-92 я задавался уже давно, но однозначного ответа найти никак не мог, хоть и перерыл, кажется, весь интернет. Варианты типа ”я лью и всё Ok”, “ни в коем случае – прогорит поршень” и “надо разбавить солярой” встречаются там примерно в равном соотношении. Пришлось ещё раз всё перечитать, углубиться в физику работы двухтактных двигателей, и в конце концов я сделал для себя принципиальный вывод, что лить 92-ой всё-таки можно, но будет меньше тяга и будет больше греться цилиндр. Последний момент взволновал меня особенно, так как не хотелось оказаться где-нибудь в 1000 км от дома с заклиненным движком. Итогом моих изысканий стал эксперимент, в котором я закрепил на выходе из цилиндра термодатчик и, поочерёдно заливая А-76 и Аи-92, гонял по одному и тому же маршруту, выкрутив ручку газа до упора. В результате я выяснил, что температура выходной трубы при использовании Аи-92 будет на 20 градусов больше, чем при использовании А-76 (380 вместо 360). Я посчитал такую разницу вполне допустимой и успокоился (с предполагаемым снижением мощи пришлось смириться).

Ещё для дальней дороги я решил снабдить мотоцикл навигатором, насосом, прикуривателем и встроить в шлем гарнитуру для подключения мобильного телефона.

Навигатор. По опыту использования в автомобиле я знаю, что навигатор в путешествии – штука полезная. Поэтому я решил как-нибудь пристроить свой пятидюймовый Prestigio под щитком приборов. Забегая вперёд скажу, что хоть я и занимался этим вопросом до самого отъезда, но получалось всё неудобно, ненадёжно и нефункционально. Ничего у меня путного не вышло, и навигатор в итоге оказался в рюкзаке.

Насос. Поскольку в своё время “Тула” попала ко мне новенькой прямо из магазина, то в комплекте ЗИПа к ней был и насос. Большой такой, двуручный. Автомобильный. Он никуда, ясно, не влезал, так что я всё время ездил без насоса. И хотя мне доводилось несколько раз прокалывать колёса, всё это было не далее, чем в 2-х километрах от дома – можно и дотолкать. Исключением стал случай в 2013 году, когда я поехал прокатиться по самому дальнему для себя маршруту – пробег должен был составить 350 километров. И когда до возвращения на базу оставалось километров семьдесят по мурманской трассе, я поймал гвоздь. А так как ни насоса, ни заплаток, ни клея у меня не было, дело было вечером (начинало темнеть), то проехал я эти семьдесят километров на эвакуаторе. Правда, и после этого я не побежал в магазин за насосом. Но теперь, перед дальней дорогой, надо было что-то решать. Выяснилось, что найти компактный мото насос возможным не представляется, разве что взять велосипедный. И я почти уже поехал в веломагазин, как на мою почту пришла спам-рассылка от Юлмарта, в которой упоминался крайне компактный компрессор КАЧОК К10, всего-то за 540 целковых. Я подумал, и решил – что качать немаленькие по объёму тульские колёса в любом случае приятнее с помощью компрессора, чем велонасоса. В итоге КАЧОК занял место под сиденьем. Своим исполнением, правда, он напоминает поделку китайского дома пионеров, но давление в колесе до номинального всё же поднимает, хоть и не быстро.

Прикуриватель. Я и до покупки насоса собирался его поставить, а теперь – сам бог велел. Приобрёл на Aliexpressе специальный мотоприкуриватель. Устанавливается прямо на руль, два гнезда: обычное на 12 Вольт и 5-ивольтовая USB-зарядка.

Гарнитура. Заказал на том же Aliexpressе. Был вариант – Bluetooth-гарнитура, но цена на них немаленькая + имеется собственный аккумулятор, который тоже необходимо заряжать. А так как гарнитуру я хотел поставить не столько для переговоров по телефону, сколько для прослушивания музыки (соответственно – непрерывный разряд аккумулятора гарнитуры), то взял я бюджетный вариант с двумя наушниками на липучке и одним микрофоном, соединяемые с телефоном при помощи шнурка (600 руб.).

Кроме оснащения мотоцикла всякими прибамбасами, задумался я о нужной в поездке экипировки и о запчастях и инструментах, которые неплохо бы взять с собой. А поскольку моя “Тула” не оснащена ни кофрами, ни багажником, то решил я всё брать с таким расчётом, чтобы всё поместилось в рюкзак.

Всю экипировку решил свести фактически к одной вещи – мотодождевику, так как решил, что без него может быть совсем некомфортно. Тут уж я решил не полагаться на китайские интернет-магазины, и дождевик был приобретён в оффлайне, в магазине MotoPiter, за сумму в 3300 рублей (изначально рассчитывал уложится в “пятёрку”). В плюс к дождевику я приобрёл специальные антивибрационные перчатки, из тех, что используют в промышленности. Вызвано это было тем обстоятельством, что у меня на руле (особенно на левой ручке) на высоких оборотах присутствует высокочастотная вибрация (подозреваю, что проходит от крепления глушителя). Она вроде бы и не заметна, но если едешь больше часа на приличной скорости, то суставы пальцев начинают побаливать (типа “виброболезнь”). Ещё была мысль купить мотобахилы, но я решил их не брать, рассчитывая в случае необходимости обойтись полиэтиленовыми мусорными пакетами.

Запчасти. Нет, конечно, я рассчитывал, что верный “конь” меня не подведёт и без особых проблем проедет расстояние в 6 тысяч километров. Но тот момент, что в случае поломки до родного гаража будут дни пути, напрягал и из запчастей с собой в дорогу мне хотелось взять ВСЁ! Но поскольку объём рюкзака весьма ограничен (как и моя личная грузоподъёмность), пришлось отключить эмоции и подключить мозг. Мозг же порекомендовал мне брать с собой либо то, что вполне может накрыться вследствие естественного износа, либо то, что достать или починить будет очень сложно. Из первой группы я взял следующее: запасные камеры (родная + муравьёвская), новую цепь, тросики газа, сцепления и тормоза. Из второй: катушка зажигания (восьмёрошная), старую контактную систему зажигания и поршень с кольцами. В дополнение к запчастям я решил взять с собой инструментов помимо того стандартного набора, что постоянно лежит под сиденьем. Подготовил взять с собой напильник, ножовочное полотно, газовый паяльник и электрическую машинку Dremel напряжением 220 Вольт. Уж очень хотелось мне иметь в дальней дороге что-нибудь вроде болгарки. Ну, а чтобы было куда включить Dremel, пришлось взять ещё автомобильный инвертер 12/220. Инвертер, паяльник и Dremel занимали в рюкзаке немало места, но придавали мне уверенности. Ну и была приготовлена всякая мелочёвка типа: свечи, изолента, ”чистик” для рук, скотч, ветошь, верёвку и т.д. Поскольку поездка планировалась многодневной, приходилось задумываться о ночлеге. Вообще я планировал решать этот вопрос при помощи денег и останавливаться в мотелях – чтобы и спать с комфортом и помыться да перекусить можно было. Но на всякий случай я решил всё-таки взять с собой палатку. Маленькой палатки у меня не было, пришлось приобрести (взял на Авито новую с рук – отдали за 1000 рублей). Для комфорта и отдыха приготовил туристическую “пенку”. Для дополнительной упаковки вещей и защиты от дождя взял большие и крепкие мусорные полиэтиленовые пакеты (всем рекомендую – вещь универсальная).

Когда состав всего, что планировалось взять с собой был ясен, стал вопрос – как и где всё это разместить. В рюкзак и на рюкзак все не навешивалось. Так что наиболее объёмные вещи (палатка и пенка) я привязал сзади к сиденью резинкой от эспандера, а к боковым ручкам привязал камеры (с одной стороны) и дождевик (с другой).

К началу лета определился с датой предполагаемого выезда – где-нибудь 13 июня. Но оказалась утрачена формальная цель поездки: секция малолетних каратистов предпочла поехать не в Анапу, а в Болгарию. И когда я доплачивал разницу в цене путёвки между курортом краснодарского края и членом презренного блока НАТО, то понимал, что в Болгарию ехать на “Туле” я точно не готов. Но процесс подготовки к поездке близился к завершению, отказываться от своих мечт очень не хотелось. Поэтому решено было вместо Анапы ехать в сторону Геленджика. Я был там 14 лет назад, и всё мне там очень тогда понравилось. А так как навещать мне было уже никого не надо, то в планах я уже не преследовал цели обязательно до Геленджика добраться. Решил, что буду ехать в его сторону, ну, а если возникнут трудности или просто надоест – изменю маршрут или вернусь домой. Вкратце цель теперь звучало так – ехать!

Дней за десять до назначенной даты устроил тщательный осмотр. Снял крышку привода спидометра, чтобы осмотреть ведущую звёздочку и цепь – давно туда не лазал. Звёздочка была, в принципе, в порядке. Уже через пару дней после осмотра читая User Manual по мотоциклу, понял, что замок цепи у меня стоит не той стороной – прорезью против движения (никогда не знал, что его надо ставить определённым образом). Заново лезть в цепную передачу желания не было – смазана она у меня “графиткой” и руки от неё потом не отмыть неделю. Решил всё оставить как есть – так как замок я не снимал уже тысячи 3 и всё всегда было Ok.

В заключении рассказа о моей подготовке хочу сказать, что я отдавал себе отчёт, что мой маршрут в принципе будет пролегать по федеральным трассам европейской части страны, а не по глухим просёлкам Дальнего Востока. Но привычка опираться на собственные силы заставляла меня подходить к этапу подготовки может быть и слишком дотошно, зато тщательно, стараясь предугадать возможные проблемы и спланировать возможные пути их решения.

План.

Окончательный план всей поездки выглядел так. На всю поездку я отводил себе 10 дней. Предполагал за 3 дня доехать от Питера до Геленджика, отдохнуть там 1-2 дня и вернуться обратно, сбавив темп, дней за 4-5. Навигатор выдал мне, что расстояние от начальной до конечной точки около 2200 километров, соответственно, чтобы доехать до Геленджика за 3 дня, надо проезжать в день 700 “вёрст” с лишним. На машине приходилось проезжать и больше тысячи, но “Тула” – дело другое. За первый день я планировал доехать до Москвы и (в идеале) обогнуть её. Во второй – доехать до Ростова-на-Дону (или хотя бы – до Ростовской области). Ну, и третьим днём – финишировать на берегу Чёрного моря. Обратную дорогу я не планировал. Поскольку опыта подобных поездок у меня не было, то план этот я решил считать скорее рекомендацией, допускающей внесение изменений как по срокам, так и по направлениям. Главное – движение и удовольствие (отпуск, короче).

Поездка.

Подготовка была завершена поздно вечером 12 июня. “Тула” была намыта и заправлена, к сиденью и ручкам было привязано то, что не влезло в рюкзак. В последний момент к палатке и пенке на сиденье добавилась литровая бутылка с бензином – аварийный запас. Рюкзак собран (получился он килограмм ~18). Я, усталый и взволнованный отправился спать, с надеждой, что заснуть удастся.

13 июня. День первый.

Подъём 05-30. Душ, завтрак. Последняя попытка моей мамы отговорить меня от поездки. Я непреклонен. Собираюсь, одеваюсь, прощаюсь. Завожу “Тулу”. То, к чему я готовился целый год, начинается! Старт, как и было запланировано, в 07-00. Вперёд. С погодой повезло. Хоть и совсем не жарко ввиду утренней поры, но чувствуется, что день будет солнечным. Синоптики не обманули. Проехав несколько километров, выезжаю на трассу Питер – Москва. “Тула” бежит весьма бодро, дорога, погода, настроение – отличные. Первые километров 60 по трассе мне известны вдоль и поперёк и особых впечатлений не оставляют. Затем, когда въезжаю в Новгородскую область, появляется ощущение чего-то необычного и интересного, такой азарт (в принципе, ради которого всё и начиналось). Но трасса М-10 до границы с Московской областью тоже мне хорошо известна. Как неоднократный посетитель фестиваля “Нашествие” я проезжал по этой дороге регулярно и поэтому названия встречных населённых пунктов знакомы, и я приблизительно знаю, что меня ждёт на том или ином участке. Правда, здесь на мотоцикле я ни разу не ездил. (Была как-то мысль съездить на “Нашествие” на “Туле”, но тогда побоялся – решил, что далеко). Где-то на объезде Новгорода попадается заправка BP, решаю заехать. Пройдено приблизительно 180 км (приблизительно – потому что дневника не вёл и сейчас полагаюсь на воспоминания и Яндекс.Карты). Вообще фанатом заправок BP я не являюсь, но ещё готовясь к поездке решил, что раз уж мне всё равно заправляться 92-м, то делать это желательно там, где можно сначала заливать, а потом платить. Бак ведь небольшой. Возьмёшь мало бензина – меньше проедешь. Возьмёшь много – и не влезает, весь бак облит топливом. И когда бак всего 11 литров, получается, что если 8 литров вроде как кажется маловато, то 9 – уже не влезают. Вообще я на АЗС заправляю “Тулу” крайне редко. В “домашних” условиях бензин я покупаю в канистры и навожу его дома с маслом в отдельной ёмкости в соотношении 1/33, как предписывает инструкция. Но, поскольку в моём теперешнем удалённом положении “отдельная ёмкость” не вариант, то действую по заранее продуманной схеме.

(Схема заправок была придумана следующая: в рюкзаке находится литровая банка Лукойл 2T и маленькая бутылочка 0, 33 литра с тем же Лукойлом. При заправке я в струю из пистолета (опять же строго по инструкции) вливаю содержимое маленькой бутылочки целиком. После заправки, на какой-нибудь остановке пополняю маленькую мерную бутылочку из литровой банки. Литровые банки Лукойл 2T докупаю по мере израсходования на заправках Лукойла же (благо, их предостаточно). Лишнее масло с собой не вожу, ибо тяжело.)

Подходит заправщик, интересуется, что за техника, куда еду. Рассказываю ему о том и о другом. В конце добавляю, что не знаю, мол, выйдет у меня задуманное или нет. Он меня подбадривает, говорит, что всё будет OK! Надеюсь, что он прав. (В дальнейшем выяснилось, что заправщики в разных областях одинаковые и подобная беседа повторялась неоднократно). Собираюсь, еду дальше. Заправленная Аи-92 “Тула” опять же бодра и 90 км/ч едет исправно. А если “прицепится” сзади за фуру, то и быстрей (со скоростью фуры). Проезжаю Крестцы с их неизменными самоварами, но почаёвничать не останавливаюсь, надо соблюдать график. Ведь время – к обеду. И то, что сегодня к вечеру я на своей “Туле” должен быть за Москвой выглядит нереально. После Крестцов съезжаю с дороги передохнуть, приготовить масло (в мерной бутылке) для следующей заправки и подключить гарнитуру к телефону. Звоню домой жене, говорю, что всё OK – я еду. Пока стою, замечаю, что вокруг меня какое-то аномальное количество мух.

Вспоминаю историю 4-летней давности: ехали на “Нашествие” и где-то в этом же месте заехали на заправку. За те минут пять, что мы заправлялись, в машину через окна набилось огромное количество мух. Поинтересовались у заправщицы: в чём дело. Оказалось, что рядом птицефабрика и мухи оттуда. Местным жителям не позавидуешь.

Трогаюсь дальше в путь. Погода – прекрасная, дорога тоже неплохая, мухи остались позади, впереди - приключения. В шлеме у меня теперь играет музыка. Кайф!

Приближаюсь к Валдаю. Дорога становится всё неровнее, немалые спуски сменяют немалые подъёмы. Не то чтобы очень круто, нет, но на абсолютно плоские рельефы Питера уже не очень похоже. К сожалению, “Тула” со мной в седле (+110 кг) практически не имеет запаса по мощности и подъёмы ей “не рекомендованы”. Но ничего, “прицепившись” за очередной фурой поднимаюсь на горки весьма уверенно. К тому моменту, как мотор начинает чахнуть на 4-ой передаче, подъём, как правило, заканчивается и я опять начинаю набирать скорость и догоняю “спонсирующую” меня фуру. Правда, фура закрывает обзор, но видами проходится жертвовать ради скорости.

Где-то на подъезде к Тверской области останавливаюсь на обочине чтобы чуть размяться и хлебнуть водички и сталкиваюсь с первой технической проблемой. Чтобы заглушить мотор, протягиваю руку к ключу зажигания и, опа, ключа-то и нет! А мотор работает. Первые секунды я даже растерялся. Понимаю, что ключ выпал из включённого замка и лежит сейчас где-то позади на асфальте. Глушу мотор выключателем Stop Engine на руле, думаю – как быть дальше. Делаю вывод: зажигание я могу отключить, выключив “массу” (выключатель “массы” стоит у меня спереди под баком), заводить “Тулу” теперь придётся только с кик-стартера. В общем, ерунда. Вперёд!

Въезжаю в Тверскую. На подъезде к Вышнему Волочку – съезд на новую объездную вокруг города, участок новой платной трассы М-11. Я проезжал по этой объездной весной: 76 километров хорошей, но однообразной дороги, зажатой меж высоченных отбойников. К тому же – не припомню ни одной заправки. И хотя деньги за проезд пока ещё не берут (начали брать чуть позже, в сентябре), но я решаю ехать через Волочёк. Ранее, правда, этот городок был знаменит своими пробками на трассе Москва – Петербург, но теперь многие его объезжают. А если пробки и остались – на двух колёсах я их не боюсь! Въехав в Вышний Волочёк, понимаю, что пора и отобедать. И, как и подобает настоящим путешественникам в незнакомом городе, заезжаю куда? Правильно, в МакДональдс! В этом заведении (в Волочке) я уже бывал, оно находится на трассе через город со стороны Питера. Не являюсь сторонником фастфуда (на вес не смотрите), но подкупает возможность перекусить быстро, недорого и по знакомому меню. Правда, питание в Макдональдсе в течении нескольких дней подряд начинает вызывать у меня отвращение ко всем позициям из его меню. (Три года назад довелось мне с другом съездить в турпоездку в город Амстердам. Там, в целях экономии валюты, питались мы в основном всё в том же МакДональдсе (а кушать там хочется почему-то сильно и постоянно), так через 4 дня мы уже смотреть не могли на вывеску в виде буквы М).

Пока я потреблял вышневолоцкие продукты американской кулинарии, рядом с моей “Тулой” остановились ребята на двух “японцах”, тоже зашедшие перекусить. И сравнивая стоящие рядом аппараты, я решил для себя, что мой смотрится, чёрт побери, весьма неплохо (несмотря на возраст и “пролетарское происхождение”). “Японцы” были правда, не самые навороченные (простые были “японцы”).

“Подзаправившись” в МакДональдсе сам, трогаюсь дальше. Теперь надо подзаправить и “Тулу” (позади меньше 400 км, а уже вторая заправка!). На выезде из Волочка опять встречаю заправку BP, заезжаю и заправляюсь. На этот раз заправка проходит не совсем аккуратно. Немного бензина выплёскивается на бак, стекает по нему и начинает растворять чёрную краску, которой любовно нанесено название чудо-мотоцикла. (Что за хрень! Красил специально акриловой эмалью, думал, её бензин не растворяет. Видимо, кое-какую растворяет.) Быстро стираю пролитый бензин и потёки, впредь надо быть осторожнее, чтобы не смыть надпись совсем.

Проезжаю Торжок, объезжаю Тверь. Слева остаётся поворот на Конаково, место проведения фестиваля “Нашествие”. Всё, знакомая дорога заканчивается, дальше до Москвы доводилось ездить всего пару раз.

В Клину заправляюсь в третий раз, опять на BP. К вечеру доезжаю до Солнечногорска и упираюсь в пробку. Объезжаю пробку по обочине (на машине такого себе не позволяю), пробка оказалась длиной километров пять (вот они, знаменитые московские пробки). Дальше Химки и МКАД.

Как известно всей стране, МКАД это дорога, отделяющая Москву от России. Ездить по ней мне доводилось раньше только один раз на авто, когда фестиваль “Нашествие” проводили в Рязани. Сейчас же мой маршрут также должен пройти по МКАД, так как ехать через огромный незнакомый город нет ни времени, ни желания. Поворачиваю направо и въезжаю на Московское кольцо, объезжать Москву справа посоветовал навигатор. Сразу же становиться ясно, что движение по московской кольцевой и кольцевой питерской отличаются. Движение вокруг хаотичное, за сотню несутся и по правому крайнему ряду, причём и самосвалы с автобусами. Понимаю, что на маленькой “Туле” заметен я не очень, поэтому стараюсь ехать предельно аккуратно и, главное, держать скорость потока. И, похоже, что мотоцикл сам понимает важность момента – “Тула” идет шустро, стрелка переваливает за сто. Несмотря на плотный трафик, даже с полотна МКАД удаётся разглядеть немного Москвы. Где-то вдалеке заметны шпили сталинских высоток, островом небоскрёбов виднеется Москва-сити. Даже стоящие недалеко от МКАД спальные кварталы не совсем похожи на питерские и потому откладываются в памяти. Удивляет также то, что значительная часть дороги пролегает через зелёные (парковые?) зоны. Я и раньше замечал, что Москва более зелёный город, чем Питер. Чем дольше я двигаюсь по МКАД, тем больше беспокоюсь о том, как бы не пропустить свой съезд (навигатор-то в рюкзаке). Ещё из прошлого опыта движения по МКАД я запомнил, что указатели на ней развешаны по уму. Надеюсь, что за девять лет это не изменилось.

Москвичам это будет неинтересно, а остальным объясню: на МКАД много всяких указателей, но самые удобные (на мой взгляд) указатели съездов, это те, где указываются сразу три ближайших. Они идут в порядке удаления. Когда первый раз встречаешь на таком указателе название нужного тебе шоссе, это значит, что нужно пропустить два съезда и съезжать на третьем. Всё чётко и понятно. На привычной мне питерской кольцевой автодороге так почему-то не сделали.

Съезжать мне сейчас надо на Каширское шоссе (помню, так подсказывал навигатор). Проезжаю справа съезд на платный участок трассы М-4 (потом стало понятно, что можно было съехать здесь). Вот и нужный мне поворот! Москва остаётся позади. Думаю о том, что “Москву я объехал и значит план на сегодня выполнил”. Но ещё светло, бензин пока есть, поэтому решаю ехать дальше. К тому же рассчитываю на то, что чем дальше от Москвы, тем гуманнее должны быть цены в мотелях. Двигаясь по Каширскому шоссе, через некоторое время доезжаю до пересечения с платным отрезком трассы М-4 и, ради интереса, сворачиваю на платный участок. По платной и весьма пустынной трассе “Тула” опять выдаёт сотню, причём ручку газа откручиваю не до конца. Вроде бы ехать и ехать. Но этот марафон пора заканчивать. Во-первых, солнце уже садиться, а я решил в темноте ни в коем случае не ехать (по причине безопасности). Во-вторых, холодает, и я начинаю мёрзнуть. В-третьих, подходит к концу бензин. И, самое главное, у меня уже так затекла задница, что сил больше нет. Однако никаких мотелей на платной трассе не попадается, по сторонам – только высоченный забор, из-за которого не видно окрестностей, да пункты оплаты, где я избавляюсь от лишних денег (тариф для меня такой же, как и для легковых).

Наконец, отмотав от МКАД больше семидесяти километром, я замечаю справа парковку для грузовиков и вывеску “Кафе”. Останавливаюсь. Ура! Рядом с кафе – длинное низкое здание мотеля с отдельной парковкой. Захожу, спрашиваю одноместный номер. Одноместных у них нет, с некоторой заминкой мне предлагают двухместный за 1500 рублей (с удобствами в коридоре). 1500 – это на максимуме моего бюджета, но я устал, местных цен не знаю, и поэтому решаю согласиться.

Впоследствии, вспоминая подробности моего заселения, я пришёл к мысли, что если бы настоял, то, возможно, смог бы получить одну койку за меньшие деньги.

Подгоняю “Тулу” на парковку мотеля, прямо под окна, развьючиваю и уношу в номер привязанные к сиденью пенку и палатку. Затем, умывшись, иду в кафе и беру полноценный ужин (первое, второе и компот). От пива, которого очень хочется, всё-таки воздерживаюсь.

Пока ем, осмысливаю прошедший день. Я стартовал сегодня из-под Питера, остановился – прилично за Москвой. Вроде бы всё так и планировал. Но планировать – это одно, а в реале проехать на “Туле” 800 километров – совсем другое. В одном дне спрессовалось столько эмоций и впечатлений.

Полдвенадцатого отправляюсь спать, ведь завтра – опять ехать, и старт я себе назначил на 8 часов утра.

14 июня. День второй.

Просыпаюсь в 7-00 позвонку будильника. Спал я не очень хорошо, видимо, сказывалось дневное напряжение и незнакомое место. Но всё равно, я нормально отдохнул. Полон сил и готов продолжать путь. Правда, у меня уже нет той уверенности, что была утром накануне. Одно дело стартовать в дальний путь из дому, а другое – от одной удалённой от дома точки к другой – ещё более удалённой. Видимо, я пока ещё не очень опытный мотопутешественник .

Ночью прошёл небольшой дождь и ”Тула” стоит мокрая. По небу ходят тучи, особенно их много на юге, как раз там, куда мне и надо ехать. Перед выездом проверяю масло в коробке, немного доливаю. От завтрака в кафе решаю отказаться, думаю перекусить на трассе через пару часов. Опять привязываю вещи к седлу и трогаюсь в путь.

Выезжаю на трассу и через три километра мне попадается рекламная вывеска МакДональдса (стрелочка на плакате указывает налево и написано – “Ступино”). Приходит мысль: не стоит всё-таки голодным ехать, лучше перекусить. Вроде как у них там есть какие-то завтраки… Правда, бак почти пустой, но, наверное, кафе будет рядом с трассой. Заезжаю на следующую развязку, петляю по ней и еду по направлению Ступино. Проезжаю по этой дороге километров пять, но никакого МакДональдса я не обнаруживаю, вокруг тянутся какие-то кусты и садоводства. А бензина остаётся всё меньше. Похоже, где-то я свернул не туда. Разворачиваюсь, потом по другой дороге доезжаю до какой-то железнодорожной станции, а МакДональдса всё не видать. Чёрт с ним, иначе “обсохну”. Еду обратно к трассе, время и бензин потрачены впустую. Всё-таки жаль, что навигатор в рюкзаке, а не перед глазами.

На М-4 заезжаю на первую же попавшуюся заправку, ТНК. Так как бак почти пустой, заказываю девять литров, и в результате конкретно обливаюсь. Всё-таки заправка бензина и масла прямо в бак – это очень неудобно.

Однако мелкие неприятности только начинаются. Асфальт становится всё мокрее и мокрее, и где-то через полчаса я догоняю дождь. Он вроде как совсем несильный, дождевик решаю пока не надевать. Но поднятая фурами с дороги грязная морось делает куртку и джинсы всё мокрее. На подъезде к границе Тульской области, с запозданием понимаю, что дождь надолго. Останавливаюсь и натягиваю дождевик. Первый раз буду испытывать его в боевых условиях.

А пейзаж вокруг сильно изменился и уже не похож на лес, которым заполнено всё пространство от Питера до Москвы. Вдоль трассы преобладают поля, профиль трассы неровный, с протяжёнными спусками и подъёмами. К тому же поднимается очень сильный встречный ветер. При таких условиях вчерашней бодрости у “Тулы” заметно поубавилось. Из-за ветра я не очень-то могу разогнаться на спусках, а на подъёмах становится совсем тяжко. Постоянно пытаюсь прицепится за какой-нибудь фурой, но за ними очень сыро, стекло мгновенно залепляет грязью. А как только я увеличиваю дистанцию, чтобы не так летело – воздушный мешок пропадает и фура уезжает вперёд. В итоге, на подъёмах скорость падает до 70-и км/ч, и приходится переключаться на третью. Даа, с такой скорость мне график не выдержать (вообще доехать бы).

Однако, погода меняется к лучшему. Постепенно небо светлеет, выглядывает солнце, и в чёрном дождевике становится жарко. Я не останавливался уже более ста километров, чувствую, что устал и хочется есть. Вспоминаю, что в рюкзаке лежит пара бутербродов, взятая ещё из дому. Решено, надо сделать привал. Съезжаю с трассы в сторону к кустам и глушу мотор. За сегодня уже пройдено 190 километров. И поэтому уже опять пора думать о заправке. На этот раз мне крайне желательно заехать на Лукойл, поскольку одноимённая литровая банка масла опустела и пора, согласно плана, приобретать следующую. Жуя бутербродом, достаю навигатор и ищу ближайший Лукойл. Лукойл находится на расстоянии в 60 километров, и меня охватывают сомнения – доеду ли? Заглядываю в бак. Бензин в нём пока присутствует (не зря облился при прошлой заправке), но хватит ли его на 60 км – вопрос. Поразмыслив, решаю рискнуть. В конце концов, у меня есть литровая бутылка с “аварийным” запасом, а на литре можно проехать километров тридцать. Мне всяко хватит.

Позвонив домой, заканчиваю привал, складываю дождевик и привязываю его в чехле к правой задней ручке. Трогаюсь в путь. Пока я отдыхал, погода улучшилась кардинально. Ветер, хоть и не стих, но заметно ослаб, ярко засветило солнце. При утихшем ветре “Тула” пошла шустрее. Чем ближе я подъезжаю к заветной АЗС, тем тревожнее становится – хватит ли бензина. Наконец, спустя почти час, я преодолеваю затяжной подъём и на верху его вижу всю в красных цветах заправку. Когда до цели остаётся метров 100 (уже началась полоса торможения), мотор вдруг резко глохнет.

Надеюсь, бензин? Останавливаюсь, откручиваю пробку. Да, так и есть, в баке абсолютная сушь. Вот он, точный расчёт! И “аварийный” литр сэкономил. Я оборачиваюсь назад, туда, где к седлу примотаны вещи и мне становится не по себе. Бутылка с бензином, лежавшая наверху, на палатке и пенке, отсутствует. Один конец эспандерной резинки, которой она была прицеплена, свободно болтается. Слава богу, палатка с пенкой были привязаны ещё и дополнительной верёвкой, и поэтому на месте. Видимо, после привала, привязывая дождевик, я забыл прицепить на место крючок резинки (сам бы он не отцепился ни в жизнь), и бутылка сейчас валяется где-то в 60-и километрах позади. Даа.. Сама по себе потеря не страшная, но вот если бы бензин закончился на пару километров раньше, то последний затяжной подъём стал бы отдельным крайне увлекательным приключением.

Подкатываю мотоцикл к колонке, делая вид, что соблюдаю установленные перед заправкой знаки. Народу на заправке полно, люди едут на юг отдыхать (это бросается в глаза). Покупаю масло (подорожало – 106 рублей, у нас брал за 105), наливаю его в бутылочку, потом иду ещё раз на кассу и покупаю бензин. Взятые опять 9 литров в пустой бак входят без проблем. Сразу же за заправкой стоит знак: “Добро пожаловать в Липецкую область” и три золотых фигуры на постаменте. Эка меня занесло!

Время перевалило за обед, а я ещё толком ничего не ел. Но есть и не хочется. ”Тула” опять уверенно едет вперёд и удовольствие от езды перекрывает чувство голода. Распогодилось совсем, я снял свитер и расстегнул куртку. С двух сторон от дороги идут кажущие бесконечными поля, аккуратно засеянные. Понятно, черноземье. До сих пор, от самой Москвы, я ехал только по платным участкам М-4, но теперь решаю проверить, чем же платная трасса отличается от альтернативного бесплатного маршрута. Воображение рисует старую узкую дорогу и вусмерть разбитый асфальт. Даже если это так, то на “Туле” это не станет проблемой. Решаю проверить, и, объехав Ефремов всё-таки по платному участку, выбираю бесплатную дорогу на Елец. Проехать через Елец есть пара резонов. Во-первых, я слышал о нём от своего товарища, чьи родственники живут там. А во-вторых, там находится одна из фабрик компании, где я работаю, так что и от коллег я кое-что слышал. Бесплатная дорога действительно узкая, по одной полосе в каждую сторону. Но она покрыта новеньким асфальтом и ехать по ней удовольствие не меньшее, чем за деньги. Вдоль обочин нет отбойников, можно свободно смотреть по сторонам. Да и виды по сторонам живописнее и разнообразнее, перелески, луга, населённые пункты. Есть, правда, и отрицательные моменты. Первый – это фуры. Фуры, как оказалось, не хотят платить деньги (гораздо большие, чем с легковых) и массово объезжают платные участки. Второй – это, опять же, населённые пункты. Любая мало-мальская деревушка имеет как минимум два пешеходных перехода, оборудованных в полном соответствии с ПДД: “зебра”, “лежачий полицай”, а зачастую, и светофор. Плюс, обязательный знак “30”. С одной стороны – забота о безопасности пешеходов. С другой – всё сделано так, чтобы водитель плюнул на все эти пробки перед ненужными светофорами и выбрал платный вариант.

Перед Ельцом останавливаюсь затем, чтобы вытащить из шлема наушники гарнитуры. Ещё вчера к концу дня я стал уставать от постоянного давления наушников на уши, и к настоящему моменту терпеть я уже не в силах. Музыка – это, конечно, хорошо, но комфорт сейчас выходит на первое место.

Гарнитура то, в принципе, нормальная. Если не носить шлем на голове более трёх часов подряд, то её и не замечаешь. Проезжая через Елец, обнаруживаю в нём МакДональдс. Есть желание заехать, но расположен он на другой стороне дороги, и поэтому я проезжаю дальше. Елец как-то быстро заканчивается, и вот я уже опять еду среди полей. Уже за городом вижу бетонную надпись “Елец” на трёх башенках –маковках. Останавливаюсь, чтобы их сфотографировать и отправляю фотку MMSкой жене. Для отчёта.

Дальше продолжаю ехать по бесплатной дороге, которая идёт чётко в параллель с платной и, переехав реку Дон, приезжаю в город Задонск. И хоть мой осмотр Задонска происходит не слезая с мотоцикла через стекло шлема, впечатления всё равно остаются. Город стоит на холмах, улица, по которой я еду, очень неровная (в смысле, крутые спуски и подъёмы). Мне никогда не приходилось видеть такие небольшие исконно русские городки. Дома вдоль улицы низенькие, в основном двухэтажные. Красивые церкви. Плюс всё это – на неровном рельефе, смотрится живописно. Отличный вид открывается на выезде из Задонска, с возвышенности.

Дальше проезжаю через Хлевное и въезжаю в Воронежскую область. “Тула” идёт хорошо, но бензин опять подходит к концу и надо искать заправку. На подъезде к Воронежу заправляюсь на Газпроме. Пока вожусь с заправкой, понимаю – вокруг очень жарко, от солнца греет как от печки. На ходу этого не замечалось. Всегда мечтал ехать на мотоцикле куда-нибудь далеко и чтоб в такую погоду, в Питере же такое пекло бывает нечасто.

Перед самым Воронежем трасса М-4 уходит налево, превращаясь в платную объездную вокруг города. Сворачиваю на неё. Интересно было бы, конечно, заехать в Воронеж, но думаю, что сквозной проезд через незнакомый большой город будет непрост и займёт много времени. А моими планами предусмотрено заночевать сегодня на подъезде к Ростову –на-Дону, так что выбираю скорость. На объездной довольно много машин, двигаюсь в плотном потоке. Над трассой висит табло, на котором отображается температура воздуха: +32,5! Куртка на мне расстёгнута, перчатки я снял, но ехать всё равно жарко. Думаю о том, что на жаре может перегреться мотор, хотя пока с ним всё Ok. Дорога проходит рядом с каким-то водоёмом, на пляже полно народу. Вспоминаю, что утром ещё ехал в дождевике. Хотя, уже и не знаю, что лучше, жара постепенно становится испытанием.

Съехав с воронежской объездной, двигаюсь в сторону Ростова. Пока еду по пригородам Воронежа, движение плотное, пару раз даже встаю в небольших пробках. Но километров через 20 всё рассасывается.

На расстоянии в 100 км от Воронежа дорога представляет из себя 4-полосную трассу. Проезд пока бесплатный, но периодически попадаются каркасы строящихся пунктов сбора бабла с трудового народа. Затем дорога сужается до двух полос с широкими асфальтированными обочинами. День плавно переходит в вечер. Проезжаю по сузившейся дороге ещё километров 20, как вдруг…

Двигатель вдруг резко взревел. Я сразу понимаю, что случилась какая-то неприятность. По инерции проезжаю ещё метров 50 и останавливаюсь на обочине. Мотор продолжает работать. Но “Тула” не едет. Смотрю под заднее колесо и вижу кусок цепи, свисающий из соскочившего кожуха. Обрыв. Что называется, приехали. Глушу мотоцикл и ставлю на подножку на обочине, пытаясь унять волнение. В принципе, ситуация неприятная, но я к ней готовился. Только вот замена будет делом не самым простым. Думаю… Значит так! Для начала нужно найти площадку для проведения ремонта. Однако на прямой как струна дороге ни спереди ни сзади не видно никаких ”свёртков”. Само дорожное полотно идёт по высокой насыпи, за обочиной – широкая низина с рыхлой землёй и негустой травой. Можно съехать в низину, но на рыхлой земле “Тула” не устоит на штатной подножке. Подложить бы под подножку доску какую, но в зоне видимости её нет. К тому же, понимаю, что если я с дороги вниз съеду, то выехать назад я смогу, только поставив “Тулу” на ход, иначе – силёнок не хватит. Решаю поставить мотоцикл на самом краю широкой обочины (благо её ширина почти с целую полосу) да там и возиться с цепью.

Скидываю рюкзак и распаковываю запчасти. Осматриваю болтающийся конец цепи и понимаю, что нет, это не обрыв. На конце – разогнутое соединительное звено. Значит – расстегнулся замок, вот цепь и слетела. Сразу же вспоминаю, как перед поездкой я обнаружил, что замок стоит неправильно, как решил на это “забить”. Забил, “дураков работа любит”. Пытаюсь продумать нюансы предстоящей работы. Вот что приходит на ум:

1) Цепь у меня добро смазана “графиткой”, значит руки сейчас будут по локоть…
2а) У меня есть новая цепь, прямо в коробке, но она длиннее на несколько звеньев. Надо будет пилить.
2б) Можно оставить старую цепь, взяв от новой только соединительное звено.
3) Я так и не пообедал сегодня, работать буду на голодный желудок.
4) Воды тоже осталось пол литра (мерзко тёплой), а на жаре пить хочется конкретно.
5) Теряю время.
В конце концов решаю ставить новую цепь. Старой много лет, со страху мне теперь кажется, что она может и впрямь порваться. Вытаскиваю из рюкзака сразу всё, что может пригодиться в ремонте (чтобы потом его чёрными руками не марать). Достаю инвертер, машинку Dremel (не зря брал), новую цепь. Чёрт, нигде не могу найти “чистик” для рук, хотя точно брал… Мимо меня проезжает человек на мотоцикле, вдруг он тормозит, съезжает с обочины в низину и едет назад ко мне. Спокойно поднявшись по склону рядом со мной обратно на дорогу, глушит мотор и спрашивает: “-Привет! Что случилось, чем помочь!”. Незнакомец обходит “Тулу”, смотрит сзади на номер, но не может понять откуда я (номер у меня ещё старого советского образца). Говорю, что из Питера. “-На “Туле”?!” – мужик явно удивлён. Объясняю ситуацию. “-Ну ты даёшь!” – говорит. Сам он из Москвы, утром выехал и направляется в Крым к другу (Аппарат у него – KTM (на таком можно не то что в Крым – хоть на Луну), пилот весь в фирменной KTM-овской экипировке). Минут двадцать разговариваем. Поначалу он меня ещё несколько раз спрашивает, чем может мне помочь, но я объясняю, что, в принципе, к такой ситуации я готовился, а потому рассчитываю с ней справится. “-Ладно”, говорит он, “вижу, что справишься сам”. Вспоминает, что сам он родом из Тульской области, и что по молодости у него не раз бывали “Тулы”-мотороллеры (мол, с цепями у них всегда была беда). Кругом наши люди! Напоследок даёт мне совет всё же съехать с дороги, и, попрощавшись, уезжает в направлении Крыма.

Понимаю, что совет он мне дал действительно дельный. Дорога всего две полосы, а обочина широкая и асфальтированная. Фуры, как правило, едут по этой самой обочине, давая себя обогнать тем, кто быстрее, а тут я стою. Опасно – не то слово. Вытаскиваю старую цепь, пересчитываю звенья. Потом отсчитываю столько же на новой цепи (я так боялся резануть не там, что считал и пересчитывал раз, наверное, тридцать). Срезаю Dremelом оську цепи (режет на ура), выбиваю эту оську. Много времени уходит на протягивание цепи в кожухи, её соединение, сборку кожухов и натяжку. Походу обращаю внимание, что ведущая звезда сильно болтается и гуляет на шлицах, подтянуть её (чтоб не так болталась) не получается. Жара. Вода кончилась. На размякшем от жары асфальте подножка проваливается и “Тула” пару раз чуть не падает, подхватываю в последний момент. Грязные и жирные руки. Мимо в метре пролетают огромные фуры…

Когда я заканчиваю, солнце уже почти коснулось горизонта. На всё в итоге ушло часа 2 с половиной. Чтобы хоть как-то очистить руки, отрываю от тряпки ленточки и пытаюсь мочить и х в баке бензином. Получается фигово, руки всё равно чёрные. Наконец, начинаю собирать рюкзак и в самом, блин, дальнем и глубоком кармане нахожу тюбик с “чистиком”. Но и он помогает слабо. Ладно, в конце концов всё собрано, сажусь на “Тулу” и аккуратно трогаюсь. Я конкретно устал, очень голоден и буквально помираю от жажды. Но еду!

Буквально через 20 минут, после того как я тронулся, солнце садится и начинает не по-Питерски быстро темнеть. Передо мной встают четыре проблемы: бензин (опять!), вода, еда и ночлег. Неразумно проезжаю через город Павловск (пока выбирал, где бы остановиться, все заправки закончились). Становится практически темно, плюс к этому на трассе начинается многокилометровый ремонт и вынужден медленно ехать за впереди идущей фурой по раскопанному асфальту. А ведь говорили мне перед поездкой опытные люди: “главное – не едь в темноте”. Ремонт заканчивается, начинается отремонтированная 4-хполосная магистраль.

Наконец, проехав на новой цепи километров под 60, права замечаю большую площадку с большим количеством дальнобойщиков. А вдруг там и заправка есть, и гостиница? Останавливаюсь. Рядом какой-то пожилой дядька нерусской наружности готовит шашлыки. Воды!!! Дядька продаёт мне прохладную полуторалитровую бутыль и я сразу же выпиваю половину (судя по виду этой бутылки, её заправляют прямо здесь же, на стоянке, но сейчас для меня это не имеет никакого значения). Спрашиваю у шашлычных дел мастера про заправку, он говорит, что заправка дальше по трассе в 30-и километрах в Богучаре. Возвращаюсь к мотоциклу и свечу фонариком в бак. Бензин обнаруживается на самом дне вперемешку с мусором и ржавчиной – на 30 км точно не хватит (опять вспоминается потерянная утром бутылка). Направляюсь опять к дядьке, спрашиваю, нет ли где заправки поближе. Он говорит, что есть тут одна “в Момоне”, до неё километра три. Ну хрен знает, что-то я уже не уверен, что и на три километра бензина хватит. Спрашиваю, как до неё проехать, мужик мне говорит, что надо метров 100 проехать по встречке (!), подняться по встречке же (!!) на развязку, и там будет дорога до Верхнего Момона, а там на въезде заправка и стоит. А как, говорю, мне бы развернуться, чтобы по правилам доехать? По правилам чтобы развернуться, говорит, несколько километров вперёд проехать нужно, а потом обратно – явно не мой вариант. А вдруг гаишники? Да , говорит дядька, гаишники быть могут, его-то, мол, как местного - не тронут, ну да ты, мол, не боись! На мои же опасения, что бензина и туда может не хватить, мне было предложено записать дядькин телефон и, если “обсохну”, звонить - он сам подъедет и бензин подвезёт (!!!).

Да уж, “не боись”! Пообещав мужику, что если нормально заправлюсь, то вернусь к нему пообедать (поужинать?), беру ”Тулу” “за рога” и толкаю по обочине в указанном встречном направлении. Через 100 метров начинается съезд вниз с развязки, я же продолжаю толкать мотоцикл вверх навстречу движению – хорошо машин навстречу практически нет. Когда закатываюсь наверх, пот течёт с меня градом. Выдался сегодня день!

Слава богу, докатываю мотоцикл до места, где возможно движение и в попутном направлении. Завожу мотор, и километра через два въезжаю в населённый пункт Верхний Момон, где прямо на въезде справа стоит заправка Роснефти. Заправляюсь. Через дорогу видна надпись “гостиница”, но я обещал отобедать в шашлычной на трассе. Ну, что же, раз обещал – надо исполнять. Еду обратно к шашлычнику и беру у него на ужин люля-кебаб с салатиком и лепёшкой (стоило всё, кстати, весьма недёшево – 350 руб.). Три проблемы разрешились, осталась последняя – ночлег. Спрашиваю про него дядьку, но он ничего конкретного сказать не может, в том числе и про гостиницу у заправки. Ладно, другого варианта всё равно нет. Благодарю за ужин, беру “Тулу” опять “за рога” и опять толкаю по встречке тем же маршрутом. На сытый желудок делать это в два раза тяжелей!

В кафе “Берёзка” (это там, где вывеска “гостиница”) спрашиваю про ночлег. Ура, место есть! Трёхкоечные апартаменты, цена за койку – 500 рублей. Меня это весьма устраивает, к тому же других постояльцев, кроме меня, пока нет. Комната и койка оказались весьма приличные, на втором этаже малюсенького гостиничного домика (с телеком и кондиционером, когда я вошёл, он уже был включен и внутри показалось просто офигенно). Сортир оказался рядом с домиком (типа ”сортир”), там же была атасного вида душевая, но с горячей водой! “Тулу” я, по совету администратора (она же продавщица в кафе), затолкал под лесенку в свои “апартаменты”. Как мог отмыл руки в душевой (не на 100%), умылся и отправился спать, в надежде, что ко мне никого не подселят.

Да день был насыщенный и полон приключений! За тем и ехал.

15 июня. День третий.

Спал я не очень. Не давала покоя болтающаяся на валу звёздочка, и вообще, становилось мне страшновато от осознания того как далеко я заехал от дома на маленькой “Туле”, от воспоминаний о случившейся технической неисправности и от неизведанности того, что может ждать меня впереди. Да, ехал я за приключениями, но за эти два дня я уже порядком вымотался (ведь опыта дальних одиночных мотопоездок ранее не имел). Одному довольно скучно, два дня ни с кем толком не разговариваю – к этому я тоже не привык. К тому же каждый лишний километр, что я проезжаю в южном направлении, потом надо будет проехать в обратную сторону. Получается, что из десяти отведённых на поездку дней я еду только два, а уже мне становится тяжеловато и стремновато. Вдобавок ко всему, стало понятно, что теперь (из-за замены цепи) за один следующий день до Геленджика мне не добраться, надо будет ещё рез ночевать на трассе.

То засыпая, то просыпаясь, я крутил эти мысли в голове. И под утро в ней (в голове) созрело решение. Я ведь еду прежде всего для чего? Получать удовольствие! И даже если я изменю свои планы и поеду сейчас назад к дому, то ехать мне (и получать удовольствие) ещё дня три. При этом каждый километр будет приближать меня к Питеру (снижая мою чрезмерно возросшую обеспокоенность и улучшая настроение).

Когда я встаю с постели, решение было принято. Домой!

Собираю рюкзак и выхожу на улицу. Да, день обещает быть жарким, на небе ни облачка. Устраиваю “Туле” осмотр, опять проверяю масло в коробке и опять немного доливаю. В бутылку из-под воды через краник бензобака наливаю бензин – взамен потерянной. Всё-таки, когда у тебя такой маленький бак – так спокойней. Завожу мотоцикл и еду по дороге к трассе М-4. У перечёркнутого указателя “Верхний Момон” останавливаюсь, чтобы сфоткать его на память. На вчерашней развязке выбираю направление на Москву. Всё, еду к дому.

Но, как оказалось, с Верхним Момоном я окончательно попрощался чуть рановато.

Успеваю отъехать в обратном направлении километров 7, когда на обочине трассы мне попадаются “Жигули”-семёрка и отчаянно голосующий рядом мужик. Он машет рукой и мне и я останавливаюсь. На “Жигуле” номера Краснодарского края, мужик объясняет ситуацию: едут с матерью и дочкой в гости под Тулу, за час они пробили подряд два колеса и вот уже час стоят и голосуют, и я первый кто остановился. Что, говорит, за народ, у них в Краснодарском крае каждый второй готов помочь, а тут… Ну, отвечаю, наверное – большая трасса, все спешат. Спрашивает меня про шиномонтаж. Да, говорю, шиномонтаж здесь неподалёку, в Верхнем Момоне. Рядом с заправкой, где я накануне заправлялся, как раз стоял вагончик. Вот только еду я в другую сторону, да и чем я на “Туле” могу помочь? Тут подходит мать (или тёща?) водителя и начинает упрашивать меня им помочь, потому что никто не останавливается (видно, что она уже начинает паниковать). Ладно, говорю, подброшу вашего сына до сервиса. Снимаю рюкзак и вспоминаю, что к сиденью на месте пассажира у меня привязаны вещи. Делаю ещё одну попытку “съехать”, но тут мамаша подхватывает мой рюкзак и прячет его в “семёре”. Делать нечего – я развьючиваю мотоцикл и кладу остальные вещи к ним в багажник. Мужик говорит, что с одним колесом у него совсем беда, он и не знает – смогут ли его починить. Предлагаю ему колес с собой не брать. Наверняка ведь на шиномонтажке можно будет прикупить жигулёвское колесо в сборе. Разворачиваюсь и с пассажиром еду обратно в Верхний Момон. В вагончике шиномонтажа (рядом с моим мотелем) мужик приобретает колесо за 8 сотен, и, пока мы едем обратно, держит его в руке. По приезду он умудряется его поставить минуты, наверно, за три (я же привязываю снятые вещи ещё с четверть часа). На прощание, кроме “спасибо”, его маман суёт мне триста рублей. Настойчиво пытаюсь отказаться, но она непреклонна, просто засовывает деньги мне в шлем и отходит. (Считаю, что помогать на дороге надо бесплатно – и сам ведь можешь оказаться в беде).

Трогаюсь. Через несколько километров доезжаю до места глобального ремонта дороги, которое накануне я проехал уже в темноте. Сейчас здесь кипит работа, и поэтому образовалась приличная пробка. Ну, да я на вездеходе! Съезжаю на траву и вдоль придорожных кустов проезжаю километра три вдоль пробки.

Через 100 километров, за н.п. Средний Икорец заезжаю за заправку Лукойла. Бензин мне не нужен не очень, но заканчивается масло, да и надо позавтракать. Покупаю масло, всё-таки заливаю в бак пять литров. Сидя на сиденье “Тулы” жую булочку и запиваю её лимонадом. Вокруг заправки, куда ни глянь – поля. Солнце уже поднялось почти в зенит и жарит конкретно. Ехать – одно удовольствие.

Без приключений доезжаю до Воронежа, опять объезжаю его по платной дороге. Постоянно “прислушиваюсь” к цепной передаче, но вроде бы пока с ней всё в порядке. Ехать жарко, устанавливаю себе правило: каждые 50 километров останавливаться, чтобы хлебнуть из бутылки (в бутылке – кола, нагретая и очень противная). Каждую следующую остановку жду с нетерпением. После обеда объезжаю Задонск и решаю опять заехать в Елец (вчера прямо у трассы видел там МакДональдс, там и пообедаю).

Однако получилось, что в Елец я заехал не той дорогой, по которой проезжал вчера. Я как-то моментом оказался в, видимо, в центральной части города. Вокруг – старенькие низкие домишки и большая церковь. Думаю, ладно, поеду прямо по более широкой (типа, “главной”) улице, она меня к выезду на Москву (и к МакДональдсу приведёт). Но Елец оказался не таким уж маленьким городом. Я делаю по центру три круга, но не нахожу ничего, что подсказывало бы нужное направление. Приходится всё-таки останавливаться и доставать из рюкзака навигатор.

Нахожу, наконец, Макдональдс. Пока ем, получаю двойное удовольствие. От еды и от работы кондиционера – за бортом заведения реальное пекло. Заправившись сам, еду заправлять “Тулу”. На заправке Лукойла – очередь. Наконец подходит моя, опять всё делаю по отработанной (но небыстрой) схеме – масло достать, бензин залить, масло убрать… Тётка из машины сзади не выдерживает, начинает на меня ругаться, мол копаюсь. Ругаться в ответ неохота, спокойно говорю, что тоже ждал, что по-другому заправляться не могу…

День уже перевалил за середину, когда я выезжаю из Ельца. Еду по платной дороге, делая короткие остановки через 50 километров. Город Ефремов (уже Тульской области) объезжаю стороной. За Ефремовым в до того абсолютно ясном небе начинают появляться тучки, и чем дальше – тем больше. Когда подъезжаю к Богородицку, тучи с дождём заволакивают уже полнеба впереди. Я устал от жары, но мокнуть мне тоже как-то не хочется. Обращаю внимание, что тучи висят над платной частью трассы М-4, а потому беру левее по бесплатному пути через Богородицк. Лишний раз убеждаюсь, что ехать через города мне нравится больше. Машин в Богородицке немного, еду спокойно с той же крейсерской скоростью. Дорога хорошая, пейзажи по сторонам красивые. Дома, люди. Всё-таки краем я попадаю под тучу с дождем, но несильно, промокнуть не успеваю. Выезжаю опять на магистраль, на указателях появляется направление на Тулу. Мелькает мысль: раз уж я теперь еду к дому и не очень тороплюсь – не заехать ли мне в Тулу, “на родину”, так сказать, моей “Тулы”? Там можно и переночевать. Доезжаю до пересечения с дорогой “Тула - Новомосковск” и поворачиваю на Тулу! До Тулы – 37 километров.

Пука я еду эти 37 километров, солнце опускается к горизонту. Полей вдоль дороги становится меньше, низкие солнечные лучи начинают теряться в ветках придорожных деревьев. Наконец въезжаю в город, сделав на въезде фото с указателем.

Почти сразу после вижу большую растяжку с рекламой мотеля. Пока думаю о том, что надо бы зафиксировать указанный на ней номер, проезжаю мимо. Ладно, Тула город большой, будут ещё растяжки и мотели. Двигаясь в плотном потоке от светофора до светофора, неожиданно оказываюсь у самых стен Тульского кремля. Видимо, я доехал до самого центра города. Объезжаю кремль, проезжаю немного вперёд и, поворачивая направо, вдруг вижу на здании напротив такую же эмблему, как и на крышке сцепления моего мотоцикла. Туламашзавод! Это пропустить никак нельзя! Сразу за поворотом останавливаюсь, забив на знак “остановка запрещена”. Уже надвигаются сумерки, но мне удаётся сделать несколько снимков “Тулы” на фоне того завода, где её когда-то изготовили. Жаль, что такие отличные, в общем-то, мотоциклы, завод давно не выпускает.

Трогаюсь дальше, с целью найти гостиницу и заправку. Но мне почему-то не попадается ни то не другое, я оказываюсь на Московском шоссе и в итоге Тула остаётся позади. Проезжаю ещё километров 15 и оказываюсь на трассе М-2 “Крым”. Тут же, на развязке, обнаруживается заправка под неизвестным мне брендом “AMC”. Судя по пробегу аж от Ельца, в баке сейчас остались ржавчина да пары, так что больше откладывать дозаправку нельзя. Залив бензин, выезжаю на М-2 в надежде отыскать теперь гостиницу.

М-2 оказывается из себя широкой 4-хполосной магистралью, к тому же (пока?) абсолютно бесплатной. Но вот населённых пунктов на ней мне попадается весьма мало, а гостиниц, как назло, не попадается совсем. Возникла мысль: а не съехать ли в ближайшее поле за какие-нибудь деревья и не разбить ли палатку? Но хочется комфорта, поэтому я продолжаю поиски. Между тем, стемнело, и еду я в темноте, нарушая данное обещание (в темноте не ездить). Правда, трасса М-2, как настоящая автомагистраль, почти везде полностью освещена. Поэтому я не сразу заметил, что у меня происходит какая-то ерунда со светом. Фара стала периодически помаргивать, иногда даже гаснуть на несколько секунд. Постукивания по корпусу фары вроде как дают эффект, то ненадолго. Решаю, что сейчас не до возни с фарой, главное – найти ночлег, а с ближним светом разбираться буду завтра (к тому же дальний работает вроде как устойчиво).

Километров через 20 после заправки мне попадаются два рядом стоящих дорожных указателя. Один из них сообщает о гостинице “Жар-птица”, что находится (если верить указателю) в 3-х километрах от дороги. На втором же указано, что до нарисованной на нём кровати – 41 километр. 41 километр – кажется далековато, я конкретно устал, поэтому решаю отыскать “Жар-птицу”. Однако, как и в сказке, отыскать её оказалось нелегко. При периодически помаргивающем неверном свете фары я отъезжаю в сторону от шоссе добрые 6 с лишним километров, прежде чем обнаруживаю в окружении какого-то садоводства искомую гостиницу. Ещё по пути решаю, что за ночлег сегодня я готов отдать 1,5 “штуки”, не больше. На площадке перед воротами из профнастила я слезаю с мотоцикла и звонюсь в интерком. Выходит девушка, я объясняю, что мне нужен номер “на переночевать”. Смотрительница “жар-птицы” мне объявляет, свободные номера есть, двухместный стоит 2000. Говорю, что я, мол, один. Всё равно, отвечают, две “штуки”, других вариантов нет. При этом я обращаю внимание, что во дворе у них ни одной машины (номера свободные, наверное, все). Ну нет, думаю, это беспредел. Платить 2000 за одного себя любимого я не готов, поэтому говорю “спасибо” и еду обратно. Пока возвращаюсь обратно до трассы, обращаю внимание на следующее: по сторонам от дороги прямо в полях стоят электрические столбы с работающими фонарями. Кругом – щиты с объявлениями о продаже земельных участков в различных товариществах и садоводствах. Видимо, фонари в чистом поле освещают нераспроданные ещё участки и непроложенные ещё улицы (влияние близкой Москвы).

Поездка к “Жар-птице” стоила мне 15-и километров ненужного пути и полчаса времени. Теперь решаю ехать дальше до следующей гостиницы (41 км). Судя по другим указателя, находится она должна в Серпухове (поскольку до него тоже порядка 40 километров). Собрав последние силы в кулак, проезжаю указанное расстояние.

Поскольку на навигатор я не взглянул и не знал, что автомагистраль М-2 проходит рядом с Серпуховым, а не через него, то я проскочил мимо и в итоге доехал аж до границы Московской области.

Вместо 41 я проезжаю аж 50 километров, но никакого намека на гостиницу мне не попадается. Я устал, поздно, темно, а мне всё не найти места для ночлега. К тому же в кармане уже полчаса почти непрерывно трезвонит телефон (видимо, родные хотят выяснить где я и что я). Чтобы поговорить с ними, надо остановиться (гарнитуру-то я демонтировал), а мне хочется остановиться как-нибудь так, чтобы уже больше сегодня не ехать. В итоге, решаю съехать с трассы на ближайшей же развязке, найти место и ставить палатку.

Ближайшей развязкой оказывается поворот на Каширу и Воскресенск. Сворачиваю, однако сразу за развязкой находится какой-то населённый пункт. Проезжаю его, теперь по сторонам от дороги вроде как поле, что за поле (и поле ли вообще) понять не могу – темно и плюс к этому местами лёг туман. В отчаянье чуть было не съезжаю прямо в этот туман, но вовремя спохватываюсь: съезд вниз весьма крутой, обратно (да по мокрой траве) можно и не выехать. Проезжаю ещё немного вперёд по дороге. По сторонам начинается лес, и справа в этот лес обнаруживается какой-то “сверток”. Сворачиваю туда. Сразу за 5-иметровым участком асфальта “свёртка” начинается грунт, перепаханный здоровенными колеями. Благо ”Тула” – вездеход, “пропрыгиваю” по этим колеям ещё метров 40 и оказываюсь в лесочке. Дорога от “свёртка” идет, видимо, к лесной делянке, я практически до неё и доехал. Не глуша мотор, свечу фарой по сторонам, чтобы оглядеться. Решаю, что место подходящее. Глушу мотор, выключаю свет и наступает полная тьма. Первым делом звоню домой и говорю, что со мной всё в порядке. Потом нашариваю в кармане рюкзака ручной фонарик, развьючиваю мотоцикл и, выбрав между деревцами место, начинаю постановку палатки. Оказывается, сложно ставить палатку, когда одна рука занята фонарём, налобный фонарь сейчас был бы куда удобнее. К тому же появились комары, разогнать которых не хватает свободных рук. Наконец, палатка поставлена. Подхожу к “Туле”, снимаю с подножки и аккуратно прислоняю к дереву (земля в лесу мягкая, опасаюсь, как бы “Тула” ночью не свалилась набок – у дерева надёжнее). Закинув в палатку пенку и рюкзак, залезаю туда сам. Чёрт! Каким-то образом внутрь набилось приличное количество комаров. Спать вместе с ними мне совсем не улыбается. Но на такой случай у меня есть домашняя заготовка – пластина от фумигатора. Способ, неоднократно проверенный на рыбалке. Поджигаю и тут же тушу пластинку, оставляя её тлеть. Действует так же, как и спираль, только намного эффективнее. Через 3 минуты внутри не остаётся ни одного живого комара.

Поскольку еды нет совсем, а из питья осталось пару глотков колы, то ужин отменяется. Сняв только куртку (и накрывшись ею), укладываюсь, закинув под голову рюкзак. Но сразу же становиться ясно, что спать без спальника (а спальника у меня нет) будет очень прохладно. Поэтому решаю прибегнуть к опыту американских бомжей: беру газету, прихваченную в давешнем мотеле, и заворачиваюсь в её листы как в одеяло. Поможет ли – хрен знает, но других вариантов нет. Будильник не ставлю, вряд ли в таких условиях я смогу проспать долго.




Продолжение ЗДЕСЬ

Дата публикации: 14/06/2016
Прочитано: 193 раз
Дополнительно на данную тему:
Крым и "Вятка": поход на юг (из прошлого).
Славное мотороллерное прошлое
От Перми до Екатеринбурга и обратно
6500 километров на Туле
9000 км на мотороллере Электрон
Крым-не-наш. Часть 1.
Крым-не-наш. Часть 2.
В поисках провинции.
Точки на карте - 1
Точки на карте - 2

Назад | Начало | Наверх

     Опрос
Как Вы впервые попали на наш сайт?

Нашел в поисковике
Увидел ссылку на другом сайте
Подсказали коллеги
Другое



Результаты
Другие опросы

Ответов: 1800
Комментариев: 4

     Авторизация
Логин

Пароль

Не зарегистрировались? Вы можете сделать это, нажав здесь. Когда Вы зарегистрируетесь, Вы получите полный доступ ко всем разделам сайта.

     Поиск
Google

     Наши друзья
Ретрошина

Детали для реставрации старинной авто- и мототехники

АВТОСТРАДА

Мариупольский ретроклуб Чайка


     Поделиться




   Web site powered by PHP-Nuke

Наш сайт - это крупнейшее в мире объединение любителей Советских Мотороллеров. У нас вы найдете бесплатный доступ ко всей технической литературе по мотороллерной тематике, возможность участия в очных и заочных конкурсах реставрированной техники и конечно же помощь в решении любого технического вопроса. Присоединяйтесь, и давайте вместе сохраним нашу историю.

Открытие страницы: 0.01 секунды