Welcome to Советские мотороллеры!

     Навигация
· Главная
· FAQ
· Архив новостей
· Библиотека
· Добавить статью
· Карта сайта
· Клуб
· Личные сообщения
· Мой аккаунт
· Написать админу
· Поиск!!!
· Помощь сайту
· Ссылки
· Форум
· Галерея


     Статьи
Наши питомцы
Советы бывалых
Старые страницы
Рассказы
Клуб путешествий
История

     История моделей
· Массовые модели
   · Пузатая 'Вятка'
   · Двухколесный 'Самовар'
   · Мото-ЭМка
   · Электрон
   · Турист
   · T200M
   · Čezeta-501
   · Čezeta-502
· Экспериментальные
   · Вятка В-175
· Самоделки
   · Роллер Алексеича
· История заводов
   · Завод Молот

     Кто в Онлайне
132 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

Турист
Мотороллер по сути, путешественник по призванию




ТУРИСТ
Мотороллер по сути, путешественник по призванию

Заслуженное звание

Конечно, немного найдется людей, готовых на скутерах отправиться в дальнюю дорогу. Не так много желающих предпринимать на мотороллерах продолжительные поездки было и в советские годы. При всей простоте перемещения по одной шестой части суши (отсутствие границ и всеобщая добродушность) только самые отважные решались стать мототуристами. Правда, мотороллер, созданный на Тульском машиностроительном заводе во второй половине 60-ых годов, носил гордое имя "Турист", и, по замыслу авторов, вполне соответствовал задаче перемещения по необъятной стране. Авторы "Туриста", опираясь на "способности" предыдущей модели (или, если угодно, моделей - Т-200 и Т-200М), создали свой, отличный по дизайну от предшественника роллер. Технически "Турист" также заметно отличался от Т-200 и Т-200М. Коллектив конструкторского бюро, которому к середине 60-ых была поручена разработка "Туриста" (с 1965 года возглавлял эту структуру инженер Евгений Николаевич Щербаков, а главным конструктором являлся А.В. Лотоцкий), проделал большую работу по усовершенствованию конструкции.

"Несущий капот позволил отказаться от массивного трубчатого подрамника в задней части машины, новая передняя рычажная вилка толкающего типа обеспечила хорошую управляемость (увы, нерегулируемый литой руль новинки принес много неприятностей заводу и был слабым местом машины)", - пишет автор статьи "Тульские работяги: хроника развития" Валентин Пудовеев (с 1978 года он - главный конструктор мотопроизводства на ТМЗ). В отчетной статье на страницах журнала "За рулем" (№9, 1968) Лотоцкий и Щербаков писали: "Новый мотороллер прошел и беспристрастные изнурительные испытания на стендах завода и ВНИИмотопрома, и проверку на горных дорогах Юга, на заснеженных проселках средней полосы. На нем заводские спортсмены стартовали в первенстве страны по мотоциклетному многоборью, в кроссах и гонках на льду, успешно выступали в моторалли ФИМ 1965 и 1966 годов". И, как показала народная практика, далеко не все было в модели замечательным. Но в целом "Турист" является замечательным мотороллером, вполне комфортным и надежным. Более того, на прошедших в 1967 году Всесоюзных мотоциклетных соревнованиях на первенство марки именно с "Туристом" (тогда еще экспериментальную модель назвали "Тулицей", но получила это название последующая модель, родившаяся только в 1978 году) Тульский завод выиграл главный приз и общее первое место! В 1969 году успех был практически повторен - среди серийных мотоциклов и мотороллеров тульские работяги заняли второе место (в основном шла борьба за надежность и выносливость техники), уступив только команде Ижевского завода. А в категории экспериментальных машин победила как раз команда "Турист-А".

Особенности модели

Что в "Туристе" сразу притягивает внимание? На мой взгляд, интересен сам по себе кожух переднего колеса. Прямо в нем располагался ящичек для инструментов. Решение, скажем прямо, довольно своеобразное. Кстати, в чешской (на тот момент чехословацкой) "Чезете" в корпусе переднего крыла и вовсе располагался бак с топливом.

Тросы управления, электропроводку создатели "Туриста" провели в скрытых полостях руля. Если на Т-200 тросы были видны и напоминали (по крайней мере, мне) усики насекомого, то у новинки все было стильно и аккуратно, никаких выступающих элементов. Перед водителем на щитке располагаются только контрольные приборы.

Капот на новой модели ТМЗ откидывался назад и фиксировался упором на крючке, что позволяло практически моментально открыть доступ к двигателю, навесному оборудованию, бензобаку. Отдельно обеспечить доступ к баку и свече зажигания, не поднимая капот, можно за счет откидывающегося сиденья.

На "Туристе" появились сигналы поворота, чего еще не было в штатном исполнении на Т-200М. Мощность двигателя путем внесения некоторых корректив (за счет улучшения фаз газораспределения, формы камер сгорания и увеличения степени сжатия), удалось поднять на 20% - с 9 л.с. при 4500 об/мин. до 11 л.с. при 5600 об/мин. Повышение степени сжатия потребовало применения бензина с октановым числом не менее 72. При этом воздушный фильтр остался таким же, как и ранее. Выпускная система (глушитель) был аналогичен по конструкции глушителю Т-200М, отличаясь только креплениями.

Кузов "Туриста" стал намного прочнее, чем у предшественника, центр тяжести заметно снизился. Соответственно, проблема устойчивости на высоких скоростях, свойственная первым "Тулам", была во многом решена. Плавность хода, так необходимая на неровных советских дорогах, была достигнута в основном за счет увеличения хода подвески. Например, ход задней подвески Т-200М составлял 60 мм, а у "Туриста" - почти в два раза больше (110 мм). В конструкции передней подвески вернулись к варианту толкающего типа (как на самых первых "Тулах" Т-200; на Т-200М - тянущего типа).

Увеличение максимальной скорости повлекло за собой необходимость увеличить эффективность работы тормозной системы. Соответственно, у "Туриста" диаметр тормозных колодок составил 150 мм (у Т-200М диаметра тормоза заднего колеса - 130мм), и они взаимозаменяемы с тормозными колодками переднего колеса Т-200М. Ступицы колес "Туриста" также отличаются от ступиц предшественника. Оба колесе "Туриста" - полностью взаимозаменяемые.

В системе электрооборудования отказались от "шика" - указателя переключения передач. И ввели, как уже упоминалось, сигналы поворота с переключателем, расположенным на левой рукоятке руля. Фара "Туриста" взаимозаменяема с фарой "Вятки" В-150М (за исключением лампочки), посадочные размеры заднего фонаря аналогичны размерам заднего фонаря Т-200М.


Модернизация

В 1971 году была осуществлена модернизация "Туриста". Модель отныне именовали не иначе как "Турист-М". Самое основное - степень сжатия была увеличена до числа 7,8, мотор теперь работал на бензине А-76, и его максимальная мощность возросла до 12 л.с. Максимальная скорость, естественно, возросла до 90 км/час. Модернизированный мотороллер получил новый глушитель сигарообразного типа, для чего также было решено увеличить диаметр выпускной трубы. Дабы обеспечить лучшее охлаждение при возросшей теплонапряженности, в подкапотном пространстве установили специальный дефлектор, направляющий холодный воздух вдоль цилиндра вниз наружу. Благодаря этому температура воздуха в подкапотном пространстве и в районе ног пассажира снизилась на 5-10 градусов.

Рычаг кикстартера тоже изменили. Отныне его можно было "спрятать" под капот. Считалось, что он нужен будет значительно реже. Создатели тульских мотороллеров не учли, что в условиях дефицита качественных аккумуляторов (и аккумуляторов вообще) и не лучшей надежности системы запуска, как раз им и будут чаще пользоваться. Что же в итоге? В очень скором времени многие советские граждане владельцы мотороллеров повырезали в стенке капотов отверстия, чтобы рычаг кикстартера можно было "вынуть" не поднимая сам капот.

Чтобы мотороллер на остановке поставить более устойчиво, конструкторы сместили подножку ближе к заднему колесу. Одновременно увеличили жесткость центральной подставки и надежность ее крепления к раме.

Дабы придать жесткости рулю (при падениях случались его поломки) увеличили его прочность путем утолщения стенок отливки и введения дополнительных ребер жесткости.

Крыльчатку вентилятора и кожух цепи стали изготавливать из пластмассы (а не из алюминиевого сплава), чтобы уменьшить общую массу мотороллера. Подобное нововведение в лучшую сторону повлияло на безопасность: некоторые граждане вовсе отказывались от алюминиевого кожуха, поскольку в случае соскакивания цепи происходила блокировка колеса.

На днище бака выполнены дополнительные выштамповки и изменена конструкция успокоителя. В результате повысилась прочность. Сам бак у "Туриста-М" размещался не на раме, а подвешен к капоту при помощи хомута. Получилось, емкость оказалась на 8-10 мм выше, что способствовало увеличению напора топливной смеси.

Инструментальный ящик, который поначалу располагался в нише кожуха переднего колеса, переехал под седло. Он представляет собой съемное корыто, которое можно использовать "в хозяйственных целях" для промывки деталей, например.

Звуковой сигнал, который конструкторы "Туриста" почему-то разместили под крылом переднего колеса, где он подвергался воздействию грязи и влаги, благоразумно перенесли на рулевую колонку между щитом и хребтовиной.


Итог

Несмотря на свою далеко не идеальную конструкцию, "Турист" просуществовал долго. По сути, Тульский машиностроительный завод производил модернизированный "Турист" под двумя названиями - собственно "Турист" и "Тулица". Об их основных различиях (не революционных, но значимых) - в других материалах.

Павел ДОЛГАЧЕВ
Май 2007 года, Калининград (Россия)









Copyright © Советские мотороллеры Все права защищены.

Опубликовано на: 2007-05-07 (89624 Прочтено)

[ Вернуться назад ]




   Web site powered by PHP-Nuke

Наш сайт - это крупнейшее в мире объединение любителей Советских Мотороллеров. У нас вы найдете бесплатный доступ ко всей технической литературе по мотороллерной тематике, возможность участия в очных и заочных конкурсах реставрированной техники и конечно же помощь в решении любого технического вопроса. Присоединяйтесь, и давайте вместе сохраним нашу историю.

Открытие страницы: 0.00 секунды