ТАРАХТЯЩИЙ ИМПОРТ 2
Продолжение истории мотороллеров Чезета
Модель 502
ČZM Strakonice в 1960 году вывело на рынок два варианта новых мотоциклов (типы "453" и "450") с двигателями объемом 125 и 175 кубических сантиметра соответственно. Первый мотор обладал мощностью 7 л.с., второй - 10 л.с.. И этот второй тип мотора (с некоторыми изменениями) ставился и на мотороллеры. Напомню: до 1960 года мощность двигателя Čezeta составляла 8 л.с.
Увеличение мощности двигателя повлекло за собой и внесение изменений в ходовую часть. Обновленная Čezeta стала известна как 502/00 и 502/01. Производство 502/00 и 502/01 шло параллельно с производством несколько измененной модели 501/01, которая уже имела вентилятор для принудительного охлаждения двигателя и кикстартер. Таким образом сохранялась возможность альтернативы между недорогим и простеньким скутером и достаточно дорогим, более современным и мощным.
Мощность мотора составляла 9,5 л.с. (7,5 kW) (на мотоцикле, как уже указывалось, в силу ряда технических причин чуть больше). Система охлаждения была улучшена, и, как утверждали создатели, тепловое напряжение было более равномерным, и мотор не перегревался даже при длительных затяжных подъемах и езде с полностью открытым дросселем. У 502-ой был только один глушитель, и располагался он по правую от водителя сторону.
Из внешних отличий от предшественников сразу бросается в глаза отсутствие на переднем ветровом щитке крупного звукового сигнала. Его "упрятали" под кузов. Помимо этой особенности, на 502-ой были предусмотрены повторители поворотов (владельцы старых мотороллеров модели 501 могли ставить их как опцию) и даже световая аварийная сигнализация.
Задняя подвеска, как и у 501/05, была классической рычажной, с двумя телескопическими амортизаторами. Такие амортизаторы также применялись на передней подвеске (у 501 - только один).
Среди других отличий модели 502 от 501 - разница в конструкции глушителя, иной по форме корпус фильтрующего элемента воздушного фильтра, несколько конструктивных новшеств.
Мотороллеры 502-ой модели окрашивались в шесть вариантов двухцветной компоновки.
Между собой варианты 502/00 и 502/01 отличались следующими особенностями: электрика "двух нулей" была 12-вольтовая, заводился мотор от динамо-стартера, а у /01 - 6 V и рычаг ножного стартера.
Существовал также вариант Čezeta DeLuxe (502/05 и 502/06 - логические продолжения первых двух вариантов "502-ой"), у которой был не обычный гнутый хромированный руль, а литой, со спидометром в корпусе. Спидометр был овальным по форме, "явовским".
Существовала также возможность использовать и боковой прицеп ("коляску"), которая называлась именем собственным Druzeta (это была последняя разработка инженера Коха, её фото приведено в начале статьи), а при особом желании существовала возможность приобрести дополнительный мобильный багажник PAv-40 (41) на одном собственном колесе, который цеплялся к мотороллеру сзади. Ограниченной партией были выпущены мотороллеры с двигателями увеличенного - 250 "кубиков" - объема. В общей сложности было выпущено 72 тысячи экземпляров модели 502.
Финал
В 1964 году дальнейшее производство Čezeta было признано бесперспективным и окончено. Совсем чуть-чуть не дожила до воплощения уже практически разработанная модель 503. Эпоха мотороллеров Čezeta закончилась, но только с точки зрения производства. Тысячи любителей чехословацких мотороллеров продоолжают бережно хранить свои двухколесные транспортные средства.
Павел ДОЛГАЧЕВ
Май 2007 года, Калининград (Россия)