"ВЯТКА" МОДЕЛИ В-175: неудавшийся эксперимент
В "Энциклопедии мотоциклов" от издательства "За рулем" в разделе,
посвященном продукции ВПМЗ, можно найти информацию о том, что на рубеже 50-ых
и 60-ых годов разрабатывалась еще одна модель - ВП-175. Эту же информацию можно
найти в "Справочной книге по мотоциклам, мотороллерам, мопедам и мотовелосипедам"
1965 года выпуска. Более, того, глазам своим не веря, можно обнаружить следующие
слова: "В 1964 году начался выпуск дорожных мотороллеров Т-250 и ВП-175. Эти
машины представляют собой дальнейшее развитие конструкций мотороллеров Т-200
и ВП-150". Почему же нам это неизвестно? Неужели были выпущены мотороллеры,
отличавшиеся от своих предшественников? Попробуем разобраться, в чем дело.
Интересно, что статья в "Энциклопедии мотоциклов" рассказывает о
том, что ВП-175 (или В-175) - более мощный, нежели первая модель "Вятки" - не
пошел в серийное производство. Его место занял "совершенно иной" (цит.) мотороллер
- В-150М, где мощность двигателя прежнего объема была повышена за счет увеличения
степени сжатия. Создается впечатление, что ВП-175 был прежней "Вяткой" с мотором
увеличенного объема и только лишь.
Возможно, ветераны производства ВПМЗ могли бы пролить свет на события
тех лет. Однако в нашем распоряжении есть какие-никакие, но все-таки данные.
Обратимся к "Справочной книге по мотоциклам, мотороллерам и мопедам" (авторы
- Б. Косенко и Б. Тюркин). Цитирую:
"Этот мотороллер предназначен для езды в одиночку и с пассажиром
на заднем седле как в городе, так и на загородных дорогах. Коренное отличие
его от мотороллера ВП-150 заключается в применении более совершенного, более
надежного и более долговечного одноцилиндрового двигателя с кривошипно-шатунной
продувкой и принудительным воздушным охлаждением мощностью 7 л.с. Увеличение
мощности двигателя достигнуто за счет доведения рабочего объема цилиндра до
175 куб. см и повышения степени сжатия до 6,6".
Также в "Справочной книге" указывается, что на двигатель ставится
карбюратор К-28, а бак "похудел" до объема 9 литров. Самое главное - внесены
серьезные изменения в ходовую часть. Но что именно было сделано - не уточняется.
В сводной таблице данных по мотороллерам указывается, что по своим габаритам
он практически не отличался от модели-предшественника. Разве что на 10 мм уменьшился
дорожный просвет, а масса возросла на каких-то 5 кг. Диаметр цилиндра нового
двигателя составлял 60 мм, ход поршня - 62. Из оборудования замене подвергся
только селеновый выпрямитель. Все остальное - точно такое же, как у ВП-150.
В одном из выпусков журнала "За рулем" за 1964 год была опубликована
информация с очередного соревнования между мотопроизводителями Советского Союза
(тогда предприятия в обязательном порядке выставляли на сравнительные испытания
свою новейшую продукцию). В заметке говорилось, что Вятско-Полянский машиностроительный
выставил два мотороллера модели В-175, "располагающих совершенно иной компоновкой,
чем ВП-150. Двигатель новых машин, унифицированных с двигателем "Ковровец",
имеет мощность 8,5 л.с. при 4500-5200 об/мин. Диаметр цилиндра - 61,75 мм, ход
поршня - 58 мм. Воздухоочиститель сухой, также с бумажным фильтрующим элементом.
Осевой вентилятор, приводимый в движение клиновидным ремнем, забирает воздух
с боковой стороны. Карбюратор - К-36. Сухой вес машины - 107 кг". Те соревнования
были очень неудачны для ВПМЗ - все мотороллеры (и старые "пузатые" "Вятки",
и экспериментальные модели) сошли с дистанции. У обоих В-175 отказали двигатели.
Что же мы видим? Конструкторы Вятско-Полянского Завода явно экспериментировали
с двигателями. Конечно, более мощный силовой агрегат "Вятке" ничуть бы не помешал,
но, видимо, поиск наиболее подходящего варианта так и не был найден. Теперь
взгляните на фото из статьи "За рулем".
Конечно, изображение не отличается размером и качеством, но все-таки кое-какие
выводы можно сделать. Капот двигателя мотороллера - точно такой же, какой ставили
на "Вятки" В-150М (выпускались с 1965 года) и "Электрон" (с 1975). Переднее
крыло очень похоже на то, что ставились позже на В-150М. Ушла в прошлое вполне
удачная конструкция руль-фары: отныне оптический элемент закреплен жестко на
переднем щитке машины. С внутренней стороны щитка появился бардачок. Но, что
интересно, у мотороллера пока еще нет цепной передачи от двигателя к заднему
колесу (пока сохранена прежняя концепция). И еще - авторы статьи и книги утверждали,
что для улучшения комфорта при езде "в конструкцию мотороллера внесены серьезные
изменения". Что под этим скрывается - непонятно. На фото мы не видно, что передняя,
и задняя подвески мотороллера такие же, как у "Электрона" и В-150М. Скорее всего,
прототип на фото сохранил конструкцию ходовой части как у своего предшественника.
Вот, в принципе, и все по мотороллеру "Вятка" В-175, который по каким-то
причинам так и не дождался серийного производства, и который сейчас можно считать
пропущенной страницей истории. Пусть и не удалось многого выяснить, приведенная
выше информация дает возможность получить хоть какое-то представление о ходе
мысли вятско-полянских конструкторов.
Павел ДОЛГАЧЕВ (Январь 2007).