Welcome to Советские мотороллеры!

     Навигация
· Главная
· FAQ
· Архив новостей
· Библиотека
· Добавить статью
· Карта сайта
· Клуб
· Личные сообщения
· Мой аккаунт
· Написать админу
· Поиск!!!
· Помощь сайту
· Ссылки
· Форум
· Галерея


     Статьи
Наши питомцы
Советы бывалых
Старые страницы
Рассказы
Клуб путешествий
История

     История моделей
· Массовые модели
   · Пузатая <Вятка>
   · Двухколесный <Самовар>
   · Мото-ЭМка
   · Электрон
   · Турист
   · T200M
   · Čezeta-501
   · Čezeta-502
· Экспериментальные
   · Вятка В-175
· Самоделки
   · Роллер Алексеича
· История заводов
   · Завод Молот

     Кто в Онлайне
51 гостей и 2 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

     Реклама

T200M
Мотороллер с особенностями




Тула> Т-200М Мотороллер с особенностями.
Предисловие

<Тула> Т-200 - первая модель мотороллера, которые производились на Тульском машиностроительном заводе. <Т-200М> - это уже ее несколько модернизированная версия. На первый взгляд отличий немного. Но мы, стараясь максимально точно передать отличительные черты моделей и их различных модификаций, все же хотели бы более подробно остановиться на <эмке>.

Сразу постараюсь отметить следующую особенность. В специальной литературе можно найти только довольно скудную информацию относительно модификации Т-200М. Разночтения в доступных источниках (в архиве завода копаться мне не довелось, и вряд ли такая возможность появится) дают основания полагать, что внедрение изменений в конструкцию первой <Тулы> происходило постепенно, может быть даже не один год. А заявлено о появлении Т-200М было в 1961 году, то есть после четырех лет выпуска базовой модели.

Рождение Т-200М

Работники завода провели ряд испытаний первенца, постоянно получали отзывы от владельцев двухколесной машины. Пришло время кое-что поменять.

В <Каталоге запасных частей мотороллеров <Тула> Т-200 и Т-200М> (М., 1962 г) говорится, что <Т-200М отличается от Т-200 более совершенным масляным воздушным фильтром (вместо сетчатого) и дополнительным к династартеру механическим устройством для запуска двигателя (кик-стартера)>. На иллюстрациях мы видим внешне такую же <Тулу>, что и ранее. Не видно и изменений передней вилки, о которых можно смело говорить, имея в виду законченный устоявшийся образ Т-200М последних лет выпуска.

Вот что пишет журнал <За рулем> (№ 2, 1960) в статье <<Тула> будет лучше>:
<: фильтр [контактно-масляный - П.Д.] внедряется в производство в 1960 году. Из-за тесной компоновки узлов под капотом размещение его потребовало некоторых изменений коробки электрооборудования и эксцентрикового механизма крепления крыльев>. Под <крыльями>, конечно же, подразумеваются боковые крышки, закрывающие подкапотное пространство. И далее по тексту статьи (думаю, это будет интересно владельцам самых-самых первых <Тул>: <Для защиты электрооборудования в 1959 году в электросхему мотороллера включен плавкий предохранитель. Он помещается на проводе, идущем от щеток династартера к лемме <ЯШ> реле-регулятора>.

Более того, автор статьи рассказывает о довольно смелых идеях работников ТМЗ. Так, пишется о том, что <в настоящее время заканчивается разработка опытной конструкции Т-200М>. Но это не то, что попало позже в серийное производство. Речь идет о мотороллере с двигателем 250 куб. см, снабженный электрооборудованием переменного тока. На нем, естественно, не должно было быть династартера и аккумуляторной батареи, а также реле-регулятора (его должен был заменить стабилизатор). Видимо, это был один из прообразов так называемого Т-250, но автор либо не обратил внимания на несоответствие индекса модели (<200>) с реально проектируемым мотором, либо действительно, на Т-200М собирались внедрить столь необычные решения.

В майском номере <За рулем> появляется крошечная заметка. Начинается она так: <В процессе модернизации мотороллера Т-200 завод Тульского совнархоза создал опытную модель Т-200М. В новой модели передача от двигателя осуществляется парой цилиндрических шестерен, благодаря чему упрощается уход и увеличивается надежность>. Продолжать цитату не станем. Перед нами пример проб и поиска новых решений. Который не был воплощен.

Вернемся <к реальности>, то есть поговорим о реально воплощенных изменениях, освоенных на конвейере.

В журналах упоминалось, что Т-200М после 1961 года стал обладать более мощным мотором. По документам мощность возросла с 8 до 9 л.с. В <Справочной книге по мотоциклам и мотороллерам>, выпущенной уже в 1965 году, мы, хотя и видим разночтения и недостаточно полную информацию, но находим целый ряд изменений.
- В моторе был изменен подшипник нижней головки шатуна. Он был снабжен сепаратором с двухрядно расположенными роликами, а с его обеих сторон устанавливались ограничивающие шайбы. В нижней головке появилась прорезь для смазки подшипника.
- Тип передней вилки изменился. Вместо вилки с рычажной подвеской толкающего типа стали использовать вилку тянущего типа. Вообще <на волне модернизации> многие владельцы прежних Т-200 стали переделывать свои мотороллеры, чтобы они стали <более современными>. В журнале <За рулем> была опубликована заметка о том, как самостоятельно внести изменения. И теперь иногда встречаются Т-200 с вилками как у Т-200М.
- Крепление оси переднего колеса в маятнике подвески осуществлялось с 1961 года с одной стороны при помощи клеммового зажима, а с другой стороны при помощи гайки.

И остальное:
<- Ведомая звездочка главной передачи, установленная на тормозном барабане, надежно защищена: она вращается в литом кожухе, состоящем из двух половин. На левой половине установлены тормозные колодки.
- Цепь главной передачи защищена от попадания грязи и пыли резиновыми чехлами.
- Для облегчения демонтажа цепи главной передачи часть корпуса вентилятора, закрывающая ведущую звездочку, выполнена съемной>.
Упоминается и коляска. Цитата: <Рама мотороллера с боковым прицепом усилена двумя трубчатыми стяжками, жестко ее замыкающими в нижней части. В верхней части правой боковины рамы приварена накладка с резьбовыми гнездами для крепления растяжки бокового прицепа. Кронштейн рамы для крепления переднего щита мотороллера используется для крепления к мотороллеру верхней точки прицепа. На продольной трубе рамы приварен фиксатор для съемной накладки с шаровым пальцем, являющимся передней нижней точкой крепления прицепа. В качестве второй нижней точки крепления бокового прицепа используется шаровой палец, установленный на соединительной вилке рамы мотороллера>.

Внешний вид

Первый тульский мотороллер Т-200, родившийся в 1957 году, не был лишен недостатков. Как, впрочем, и его прототип - немецкий Goggo TA55. Но мотороллеры модернизировали не только потому, что они были технически несовершенны. Были и иные причины. Итак, когда мы видим мотороллер модели Т-200, у нас возникают четкие ассоциации с немецким <папой>. Замечу, что в советской прессе тех лет избегали даже упоминания о преемственности. Более того, эту преемственность постарались ликвидировать в самом начале пути советского мотороллера <Тула>. В статье <Тульский самовар> на нашем сайте первой иллюстрацией служит репродукция с разворота журнала <За рулем> майского выпуска 1957 года. Тогда производство <Тулы> еще только налаживалось, и на страницах авторитетного издания появился цветной рисунок. С явно далекими от образа <немца> чертами.

Не надо быть знатоком дизайна, чтобы убедиться, что у прототипа <Тулы> - другое по форме крыло. И на нем - эмблема со звездой да хромированный <пруток> по периметру. У Т-200 крыло не имеет двух параллельных углублений и, если присмотреться, по низу можно заметить выштамповку иных очертаний.

Позже такую форму, как у изображенных на фото, придавали передним крыльям модели Т-200М. Видимо, хотелось изначально избавиться от похожести с Goggo, но что-то помешало. Возможно, в условиях аврального освоения оборонным заводом <товаров народного потребления> не было времени заниматься пересмотром форм.

Конечно же, на лобовом щитке тульских мотороллеров стояли шильдики <Тула200> и <Т200М>. И именно по ним можно также определять, что за модель перед вами. Не уверен, но осмелюсь предположить, что на первых Т-200М могли оставаться прежние эмблемки.


В дополнение

Выше были перечислены основные изменения. Были и мелочи. Такие как ликвидация подсветки подкапотного пространства, например. Или задний фонарик. У Т-200 он был таким же, как и на первых <Вятках> - с металлическим корпусом. На Т-200М стоял (в большинстве случаев) уже выполненный из цельного пластика (на <Вятках> ВП-150 последних лет выпуска стоял такой же).

Спидометры на Т-200 ставили СП-19В с черным циферблатом и белой стрелкой. А на Т-200М (и на поздние Т-200) устанавливались СП-115 со светло желтого цвета циферблатом и красной стрелкой.

Спорным (по крайней мере, для меня) остается вопрос о том, как отличались крылья (боковины) Т-200 и Т-200М. Мое мнение таково: у Т-200 боковины были преимущественно с двумя отверстиями каждая. И на боковинах имелся изогнутый молдинг. Видел и варианты, у которых были левые или правые боковины имели по одному отверстию. Насколько они <аутентичны>, сказать сложно. А у Т-200М на каждой из боковин было по одному отверстию, и на боковинах вместо молдинга были резиновые накладки, такие же как на настиле пола (см. ниже).

И еще - на самых первых <Тулах> модели Т-200 на полу для предотвращения скольжения ног используется настил иного типа. Он представляет собой почти ту же конструкцию, что и на <Вятках> (отличается размерами). Это привинченный к полу алюминиевый желобок, в который вставлен резиновый профиль. А вот на Т-200М настил представлял собой просто резиновые ленты, крепившиеся к полу пистонами.



Павел ДОЛГАЧЕВ
(Февраль 2007).









Copyright © Советские мотороллеры Все права защищены.

Опубликовано на: 2007-02-13 (81124 Прочтено)

[ Вернуться назад ]




   Web site powered by PHP-Nuke

Наш сайт - это крупнейшее в мире объединение любителей Советских Мотороллеров. У нас вы найдете бесплатный доступ ко всей технической литературе по мотороллерной тематике, возможность участия в очных и заочных конкурсах реставрированной техники и конечно же помощь в решении любого технического вопроса. Присоединяйтесь, и давайте вместе сохраним нашу историю.

Открытие страницы: 0.01 секунды