Выкладываю статью с вышеуказанного сайта. Так сказать, для ознакомления. В оригинале все покрасивше и картинки увеличиваются.
Во время всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 года СССР приоткрыла железный занавес. Магазины сразу наводнили диковинные товары.
Одним из таких товаров, был мотороллер Вятка. Фактически наша Вятка – это точная копия итальянского мотороллера Веспа. Крайне популярного европейского транспортного средства. Производство Вяток освоил Вятско-Полянский совнархоз. Конструкция мотороллера была крайне проста: к несущему металлическому кузову через пружинно-гидравлический амортизатор крепился силовой агрегат, состоявший из двигателя с коробкой передач и колес. За недолгие семь лет выпуска в конструкцию мотороллера вносились небольшие изменения. В основном косметического характера. Впрочем, неспециалисты могут этого и не заметить. Вятки жили и трудились на всем пространстве СССР. Их использовали и в работе и для отдыха.
Задний багажник, вместительный бардачок в боковом кожухе, два крючка для сумок и передний откидной багажник, но он, продавался отдельно. Заводилась Вятка.... легко, но заморочено... Открываем лючок под сиденьем... Далее открываем бензокраник и нажимаем утопитель поплавка карбюратора, затем вставить ключ зажигания и нажать на кик-стартер. Педаль тормоза здесь на полу, а газ, сцепление и переключение передач – на руле. Чтобы переключить коробку передач следует выжать сцепление и повернуть ручку. 5,5 лс уверенно тянули Вятку по дороге. Сидеть гораздо удобнее, чем на мотоцикле, но не покидает ощущение какой-то неустойчивости, видимо, из-за маленьких колес. Руки на ходу не отпустишь!... А еще, тормоза на ней были, откровенно вялые. Зато маневренность - лучше некуда, всегда можно увернуться. В начале 60-х эту швейную машинку на колесах можно было приобрести за 350 твердых советских рублей, т.е. за три зарплаты ИТРа или пять – уборщицы. Хотя, зачем уборщице мотороллер?
По сегодняшним меркам Вятка не практичная машина. Но... она, поверьте мне, имеет душу, чего так не хватает современным автоклонам.
Мне досталась Вятка 1966 года, давно, и прошлым летом, я решил довести ее до состояния чтобы выехать иногда и проехаться с ветерком вспоминая времена Советского Союза! Времени на ремонт особенно не хватает, но все же, по вечерам, после работы, иногда выдается немного времени для того, чтобы заехать в гараж и что-нибудь поделать своими руками. Нравится мне это с мопедного детства, только тогда возможностей было ... а желааааний!
Как все начиналось и как выглядело...
За фотографии простите, все они сделаны и в дальнейшем будут сделаны подручным телефоном. Как дело дойдет до красивой истории, возьму в руки хорошую камеру!
Вот в таком виде она мне досталасть...
Заводил я её достаточно долго, так как она пару лет простояла без действия у меня в гараже, а что с ней было ранее, я вообще не представлял. Как и в Советской технике, все просто до не могу, а вот не хочет хоть ты тресни! До того как начать, я долгое время собирал информацию в Интернете, что да как! Начал с ошибок тех людей, которые уже прошли то, чем я только занялся.
Начал с зажигания, так как бензином попахивало о-го-го! Ситуация знакомая, искра на воздухе есть, в цилиндре нет! Разобрался таки, бобину поменял, зазоры прерывателя зажигания выставил, угол тоже помучался... Наконец-то! Задымила, заторохтела, проработала 1-2 минуты и Привет, все заново, кирбуль дергаешь - дергаешь и никакого толку!
Все же я её завел и даже проехался! Ура! Запахло Советским временем и 76 бензином, который похоже уже выветрился в баке и стал 56-ым!
Немного проехавшись я понял, с моим подходом перфекциониста, придется сильно постараться! Двигатель льет масло из под сальника кик-стартера, зажигание не очень, карбюратор постоянно переливает, амортизаторы пустые, переднее и заднее колесо не едут по одной линии, рама перекошена. Обмотка генератора оборвана, 6В нет. Трос спидометра отсутствует, тормоза никакие. Примерно так, и еще едва тянет, поршневая убитая...
Так я понял, что мелким ремонтом не обойтись. Разобрал все до последнего винтика включая двигатель! В процессе ремонта стал узнавать про прохождение ТО на Вятке! Оказалось, без поворотников не пройти (сразу стало ясно, почему они были установлены до меня). Так как в моих планах на момент разборки было, а вообще и есть то, что я в летнее время хочу поездить по дорогам общественного пользования, поворотники все же придется установить! Соответственно это и стало первой пташкой к тому, что оригинала все же, мне не видать! А стало быть, да простят меня те, кто восстанавливает такой раритет в оригинале, я решил и еще кое что переделать.
Что именно, Вы увидите далее если будете следить за процессом моей работы. Пишите на e-mail спрашивайте, комментируйте!
Как я выяснил, многое подходит от VESPA PEGGIO, соответственно я заказал многое в и-нете, так как оригинального и нового, практически не найти. Начал я с замены сальников коленвала.
Затем я решил модернизировать слабое место, уплотнение кик-стартера в корпусе двигателя. В оригинале там уплотнительное кольцо из войлока. Я так подозреваю, что в те года, не было просто такого типоразмера сальника в СССР. Немного подумав, нарисовав пару чертежей и постояв над душой у фрезеровщика и токаря, я установил в корпус двигателя сальник 60х45х8 (посадил сальник только на глубину 6 мм) от полуоси AUDI/VW. А, и еще потребовался координатно-расточной станок (расточить отверстие в корпусе).Пришлось хорошо подумать прежде чем начать, так как места там очень мало, но, получилось!
Немного позднее было решено установить Итальянское зажигание 12В - 90Вт. Тут тоже пришлось применить некоторые хитрости. Я взял старый маховик зажигания с кулачковой втулкой, демонтировал ее аккуратно с маховика спилив заклепки. Она послужит для установки на новый маховик Итальянского производства. На фото будет ясно что я придумал. Кстати, основание Итальянского зажигания почти подходит в корпус Вятковского двигателя. Пришлось только расточить немного три направляющих с резьбой М4.
Поршневая группа...
Оригинал который мне достался, был уже никуда, да и цилиндр поцарапанный, шпонка вылетала видимо и задрало поверхность. Честно признаюсь, внешнюю сторону цилиндра, я решил не трогать, т.к. видно ее не будет, а кожух охлаждения цилиндра, отдал на хромировку.
Я начал с того, что полностью изучил размер поршня от VESPA PEGGIO. Оказалось, четвертый ремонт (а у иностранцев это именно ремонтный размер, в отличии от Советского времени, когда номера набивались на детали после отливки и замера, таким методом велась подгонка цилиндра к поршню) диаметром 58,4 мм вполне мне подойдет после ремонта цилиндра. Так и поступил, отдал в мастерскую по расточке цилиндров сам цилиндр, и новый поршень. Как выяснилось, зазор после расточки должен составлять 0,1 мм(одна десятая миллиметра). Диаметр пальца, расстояние от центра пальца до ВМТ все как у Вятки. Поршень кстати, я установил "ГОРБАТЫЙ".
Как выяснил позднее, слабое место поршневой, это коленчатый вал! Через меня их прошло 3 штуки, один, который был без люфта игольчатого подшипника, имел небольшую трещинку в шатуне, пришлось варить малым током с постоянным охлаждением во избежании отпуска металла. Кстати чугун какой-то. Тут, в металлах я не особый специалист.
Сабиралось все легко, феном нагрел поршень и шатун, палец проволился как в прорубь. Когда температура всех трех деталей сравнялась, минуты через полторы, почувствовался приятный "натяг", без люфтов. Кстати, бронзовую вставочку под палец, в шатуне, тоже пришлось вытачивать новую.
Фото уже скоро!
Диски оказались не очень хорошие. Корзина в порядке. Диски сцепления тоже установил от VESPA PEGGIO. Корзину разбирал в тисках, оказалось просто, не более 10 минут. Только мыл все в бензине конечно сначала. Кстати, нигде в документации не нахожу некую шайбу, которая ставится под корзину, на коленвал! У меня таковая есть, ее толщина каких 3 мм. После установки новых дисков, корзина стала цеплять за крышку сцепления, так вот, я выточил шайбу 2 мм, и этим все решилось. По мере износа дисков сцепления, кто-то решил таким образом приподнять корзину, чтобы уменьшить зазор между выжимным сухарем и корзиной. Странно что не пробуксовывало сцепление, наверное мощности двигателя в моем случае не хватало!
Продолжение на днях добавлю!