Точки на карте - 1
Отчет о небольшом путешествии на Вятке по побережью Азовского моря в 2006 году.
Точки на карте.
Это было в те далекие былинные времена, когда сайта «Советские мотороллеры» еще не существовало. В Калининграде Паша Долгачев возился с горбатым Запорожцем, в Омске Француз объезжать Мустанга. Ну а в Мариуполе... А в Мариуполе было вот что.
Точка первая. Мариуполь.
Заканчивалось лето 2006 года. Тихое, спокойное лето. Даже слишком спокойное. Диссертация защищена. Мотороллер переоформлен на себя. Приступать к работе нужно только в сентябре. Дом находится в стадии первичного приведения в жилой вид. Денег нет. Нужно отметить, что последнее обстоятельство вытекало из первых трех и в некоторой мере как раз и являлось причиной излишне спокойного лета.
Как-то, в середине августа, принимая морские ванны где-то в районе Песчаного пляжа (Французу: Саня, это там, где ты на фоне порта фотографировался), я завел с Адкой разговор о том, что неплохо было бы куда-нибудь таки выбраться. Вскоре «куда-нибудь» трансформировалось во вполне определенное место – Обиточную косу, о которой не так давно исключительно в превосходных выражениях рассказывал наш общий друг Рома Поспелов (Вот это коса – так коса. Идешь-идешь, а ей ни конца ни края. На 28 километров в море уходит!!!).
Сказано – сделано. Наметили дату выезда. Составили список, чего брать. И стали готовиться. Собственно, особой подготовки и не было. Слегка проинспектировал мотороллер, пробежался по продуктовому базару со списком в руках, распечатал карты местности, в том числе с недавно появившегося Google Maps. По километражу выходило чуть больше 150-ти в одну сторону. Казалось – мелочь, часа за четыре доедем.
Да, без шлема. Шлем появится только в следующем году.
Выехать мы запланировали в четверг. Такой нестандартный день выбран по разным причинам. Во-первых, чтобы не попасть в сильный трафик отдыхающих, которые в пятницу плотным потоком стремятся на природу. Во-вторых, чтобы успеть занять приличные места на косе, если народу там окажется больше ожидаемого. К тому же, чтобы поменьше высовываться на большую трассу, я решил опробовать «нижний» путь в Бердянск, проходящий вдоль берега через приморские поселки.
Точка вторая. Бабах Тарама.
17 августа, четверг
Выезжать мы планировали часа в четыре, затем остановиться переночевать где-нибудь в Бердянске и на следующее утро продолжить поездку. Однако все пошло немножко совсем не так. Перед самой поездкой я умудрился подхватить сильную ангину и, несмотря на интенсивную терапию, к четвергу все еще был несколько теплее стандартных 36.6, да к тому же едва разговаривал. Несмотря на это планы решили не менять. Однако из-за различных проволочек выехать удалось только в семь часов вечера. Естественно, как мы ни старались догнать заходящее солнце, оно все-равно оказалось быстрее и Ялту проезжали уже в темноте. Не удивляйтесь, прикидывая скорость Вятки. Это была всего лишь Новая Ялта в двадцати пяти километрах от Мариуполя.
Вести загруженный мотороллер со слабенькой фарой по незнакомой дороге мне совсем не хотелось, и планы пришлось менять. Памятуя крымское путешествие трехлетней давности, решили в ближайшем поселке, коим должен был оказаться Урзуф, договориться с кем-нибудь из местных и снять комнатку на ночь. В Крыму в 2003 и 2004 годах это обходилось нам в 20 гривен, так что мы рассчитывали примерно на такие же цены. В конце концов, хоть и прошло 2 года, но Урзуф все-таки не Крым...
Действительность сильно разочаровала. Хозяева запрашивали от 50-ти гривен и выше. Причем с приближением к центру цена неуклонно возрастала. Когда очередной абориген запросил за ночевку без постельного белья и с отбытием в 6 утра 70 гривен, мы плюнули под ворота, развернулись и поехали обратно. До моря и соответственно ценового эпицентра оставалось, кстати, еще довольно далеко.
Следующим по карте был небольшой поселок с поэтическим названием Бабах-Тарама. Выехать на него из Урзуфа оказалось совсем непростым делом. Этому мешали и неосвещенная дорога с частично отсутствующим асфальтом и отсутствие указателей и не совсем очевидная схема проезда. Но, благополучно преодолев все препятствия, мы снова вырвались на трассу и вскоре уже были в искомой точке.
В Бабах-Тараме всё тоже оказалось непросто. Поскольку ночевать решили в палатке, нужно было найти съезд вниз к морю. После некоторых блужданий, искомый обнаружился возле пансионата комбината им. Ильича. Однако до берега дорога не доходила и спуск замыкала лестница. Пока я разведывал дорогу вниз, Ада умудрилась договориться с охраной пансионата о постановке нашего мотороллера на ночлег. Они и нас предлагали приютить, но мы уже настроились на ночлег в палатке.
Навьючившись вещами и пожелав Вятке спокойной ночи, спустились вниз. Лагерь разбили неподалеку от лестницы. Надо сказать, что настроение у меня к этому моменту было не ахти. Мотороллер выказывал явные признаки переливающего карбюратора, а собственный организм плющило ознобом.
Но постепенно проблемы отходили, уступая место чудесной августовской ночи. Ведь на небе светили яркие, забытые в городе, звезды. И Млечный путь как на ладони. И шорох прибоя. И вода, полыхающая голубым пламенем от мириадов микроорганизмов. И любимая рядом...
Море шумело так ласково, что мы не смогли устоять от соблазна искупаться. Ни до, ни после я не видел такого интенсивного свечения воды. При малейшем движении все тело вспыхивало голубым пламенем. Небольших медузок мы ловили руками и смотрели, как они загораются голубыми паутинками, лежа на ладони. На берег выбирался дрожащий, хотя Адка утверждала, что вода была, как парное молоко, но довольный. А купание это помним до сих пор. И именно с ним ассоциируется у меня Бабах-Тарама – маленькая точка, которую не на всякой карте и найдешь.
Точка третья. Парашютисты. (Лиманы Берды).
Ставить палатку рядом с лестницей было ошибкой. До глубокой ночи мимо нас ходили отдыхающие, мешая уснуть. Ну а утром из-за моря взошло солнышко и моментально нагрев палатку просигналило подъем. Бороться со светилом не стали. Быстренько поднялись, собрались, попрощались с гостеприимным пляжем и отправились забирать мотороллер. Было около семи часов. Утро только начиналось.
Вот так выглядела в то время Вятка. Сзади новенький номер, еще ни разу ничем не помятый.
Выкатившись из пансионата, не откладывая в долгий ящик, решил заняться карбюратором. К сожалению, ничего кроме перестановки иглы сделать не удалось, но движок стал работать все-таки чуть приличней. Впоследствии, чтобы не допускать криминального перелива, на каждой остановке приходилось закрывать кран.
На трассу выехали без приключений и покатились дальше в сторону Бердянска. Дорога, несмотря на районное значение, оказалась вполне приличной. Ремонт, хотя и латочный, проводился здесь своевременно, и ехать было довольно комфортно. Машин практически нет. Уже под самым Бердянском почти плоская до той поры дорога круто взлетает на обрыв. Это самый плохой её участок. Он выложен бетонными плитами, которые на глиняном основании со временем несколько расползлись, образовав своего рода ступеньки. Однако на небольшой скорости даже груженная по полной программе Вятка преодолевает их вполне благополучно.
Еще на подъезде к обрыву, проезжая по лиманам, замечаем два ярких парашютных крыла, оседлавших восходящие потоки воздуха. Наверху решаем рассмотреть их поближе. Да и вообще вид на Азовские лиманы достоин всяческих похвал. В конце лета они окрашиваются яркими, почти нереальными красками, в различные оттенки красного и желтого.
А тут на таком шикарном фоне шелестит парашютный шелк. А у нас еще свежи в памяти собственные впечатления от прыжков с куполом . Полчаса провели мы на обрыве, наблюдая за различными эволюциями парашютистов. Потом один из них приземлился неподалеку, другой упустил поток и сел внизу, ну а мы поехали дальше. Однако и сейчас, если кто-то из нас говорит «обрыв, где парашютисты», другой не переспрашивает, какое место имеется ввиду.
Точка четвертая. Обиточная коса собственной персоной.
Я до сих пор не могу сказать, что хорошо знаю Бердянск, но каким-то чудом, каждый раз, попадая в этот город, мне удается четко выехать в то место, куда требуется. Так и на этот раз, несмотря на смутное представление о том, куда выводит наша районная дорога, удалось вполне благополучно миновать город и уйти на трассу. Здесь, увы, других вариантов проезда практически не было, так что пришлось мириться с соседством больших и быстрых четырехколесных. Правда, если возникала возможность хотя бы временно от такого соседства уйти, мы с радостью ей пользовались. Например, через Осипенко (родное село знаменитой летчицы Полины Осипенко) поехали напрямую, а не по окружной.
Тем не менее, трасса выматывала и указатель «Приморск» встретили с радостью, ведь здесь наконец нужно было сворачивать в сторону Обиточной косы. Только вот сначала не помешало бы заправить мотороллер. По моим прикидкам, расход бензина должен был подбирался к пяти литрам на сотню, а позади уже осталось 150 километров. И хотя в принципе, можно было бы отложить заправку и на обратный путь, мы решили этого не делать. Но вот отыскать АЗС оказалось делом не простым. Местные жители как будто сговорились, запутывая нас, и только после изрядных блужданий, заправка наконец была найдена. После этих приключений поиск выезда на косу показался сущим пустяком, так что менее чем через час я уже рулил по извилистой и неровной песчаной дорожке, подбираясь к шлагбауму, преграждающему въезд в заказник «Обиточная коса». Перед самым шлагбаумом случился конфуз – вытаскиваю из замка деревянный чопик, заменявший мне в то время ключ, а мотороллер работает, как ни в чем ни бывало. Пришлось глушить двигатель механически, переключением на передачу.
На входе нас встретил егерь, который представился, как Саша (а может и не Саша – уже не помню). Поговорили о том, о сем. Большую часть переговоров вела Ада. Я же только кивал и изредка что-то сипел по особо важным вопросам, так как горло совсем отказало. Поинтересовались, можно ли здесь постоять пару дней с палаткой. Оказалось, что можно, и даже вода есть в колодце. Причем пресная. И можно пользоваться. Я, конечно, удивился, но решил проверить при первом случае. А вот далеко заезжать, да и заходить на косу не рекомендовали. Заказник-то охотничий. Впрочем, дорога в основном рыхлый песок, так что без джипа все-равно далеко не уедешь.
Ну а потом шлагбаум открылся, и мы поехали выбирать место для лагеря. Самая большая кучка машин и палаток стояла непосредственно возле поста. Дальше по берегу их количество быстро уменьшалось. Мы ехали, пока позволяла дорога. Потом Ада слезла, скинули также груз и дальше я пробивался один. Некоторые участки еще позволяли ехать на первой передаче. Однако они перемежались рыхлым песком, который можно было преодолеть только помогая себе ногами, зачастую просто став на песок так чтобы мотороллер перемещал только собственный вес. Наконец, дойдя до очередного рыхлого участка, конца которому уже не было видно, решили обосноваться. К этому времени все другие палатки остались позади. Стрелки часов только приближались к 11-ти. На маршруте была поставлена самая дальняя точка.
Благодаря имевшемуся опыту, обустройство лагеря много времени не заняло. Мотороллер вкатили на песчаный гребень, заросший скудной местной растительностью. Под самым гребнем, метрах в 5-ти от моря поставили палатку. Затем я принялся обустраивать холодильник. Как? В песке роется колодец, насколько позволяет длина рук. Затем он прикрывается сверху камышом и регулярно поливается морской водой (т.к. пресную жалко). Здесь, на берегу Азовского моря это единственный способ обеспечить продуктам более-менее прохладные условия существования.
Пока рою, слышу приближающийся звук двигателя. Поднимаю глаза – едет «девятка» с российскими номерами. Точно напротив нашего лагеря она садится в песок. Водитель поначалу пытается проехать дальше, потом сдать назад, потом высаживает пассажирку, потом просит подтолкнуть. Пытаемся помочь – толкаем, льем под колеса воду, отгребаем песок – без толку. Попутно узнаем, что молодая пара из Питера, отдыхают в Кириловке, а сюда приехали на выходные. Зная особенности движения по песку, советую – спусти колеса. Поначалу парень отнекивается, дескать потом обратно качать не хочется, но вскоре слышу четырехкратное п-ш-ш-ш, и с нашей помощью «девятка» благополучно выбирается на более плотный грунт. Прощаемся с питерцами, любовно поглаживая оставленную ими в благодарность дыньку.
Доделав колодец укладываюсь отдыхать от трудов праведных, как вдруг снова слышу приближающееся жужжание мотора, которое благополучно останавливается в пространстве, как нетрудно догадаться опять напротив нашего лагеря. На этот раз белая «копейка» под управлением приземистого плотного мужичка с казацкими усами и его слегка уменьшенной копии - сына. Картина повторяется – сначала пробуют выбраться сами. Потом с нашей помощью. На предложение спустить колеса отвечают гневным отказом. Поскольку являются явными образцами украинского национального характера, возятся раза в два дольше предыдущих. В конце концов, когда мы уже ушли обратно загорать, со стороны машины доносится знакомое четырехкратное п-ш-ш-ш и вскоре «копейка» благополучно выруливает из песчаного плена. В благодарность за помощь дядька пытается дать пятерку. После отказа засовывает её в складку палатки и удаляется.
В общем-то начало обнадеживает. Прикидываем, сколько денег и дынек можем заработать за неделю пребывания на косе. За такими вот разговорами, а также за обустройством лагеря (нужно было еще тент поставить для защиты от солнца), поиском дров, готовкой, ну и конечно купанием и загоранием проходит время. Ветра нет совсем и весь день нас донимают мухи. Если же прибавить к этому мою простуду, то картинка получается не самая радостная. Проскакивают мысли о том, что нужно ехать дальше – в Крым.
Ближе к вечеру решаем прогуляться по косе, тем более что заодно нужно решить проблему дров – с ними на Азовском море почти всегда туго. Забрались довольно далеко, но ни конца края косе, ни намека на смену ландшафта так и не увидели. По пути встретился очень интересный тип поверхности. Во влажное время года это видимо было болотце, заросшее травой. Но болотце испарилось, а трава высохла и образовала потрясающе приятный для ног мягкий пружинящий ковер.
Кстати, эти тапки спустя три года проехались со мной вокруг Азовского моря и фотографии этого похода на сайте «Советские мотороллеры» вдохновили Пал Леонидыча (palleo) на нетленку:
Колесил он нынче летом
Тапки на багажнике
Кучерявый молодец
С гривнами в бумажнике.
Правда, поскольку ни кучерей, ни бумажника у меня нет, абсолютно достоверными следует признать только первую пару строк.
Но вернемся в 2006 год.
Повернув обратно (а уже начало смеркаться), вдруг видим как какая-то птица будто провалилась в кустарник. Осторожно подходим чтобы рассмотреть и видим небольшого соколенка (копчика), неподвижно сидящего в зарослях. Стараясь не спугнуть делаем несколько фотографий и осторожно отходим.
Несмотря на тщательные поиски, дров собрали немного, но на ближайшее время их вполне должно было хватить. Кроме дров подобрали на берегу здоровый кусок каменного угля, намереваясь подложить его в костер. А вот что стало очень большой проблемой, так это мошкара, буквально облепившая нас во время проходившего уже в темноте ужина. Традиционно пытались скрыться от них в дыму костра, но это не только не помогло, а казалось только больше привлекало летучую гадость, которая так и норовила залететь в миску, кружки, рот, нос, глаза и т.п. (например – уши). В конце концов оказалось, что реагируют они на тепло и свет, так что пришлось сбежать на берег моря, и там в теменях доедать ужин, периодически выплевывая утонувших мошек. Мысль о том, чтобы сняться отсюда и умотать в Крым становится всё более навязчивой. Тем не менее, следующий день решили еще переждать здесь.
Продолжение здесь
Дата публикации: 30/01/2016 Прочитано: 1046 раз Дополнительно на данную тему:
Крым и "Вятка": поход на юг (из прошлого).
Славное мотороллерное прошлое
От Перми до Екатеринбурга и обратно
6500 километров на Туле
9000 км на мотороллере Электрон
Крым-не-наш. Часть 1.
Крым-не-наш. Часть 2.
В поисках провинции.
Точки на карте - 2
На Туристе из Москвы на Байкал
|