Welcome to Советские мотороллеры!

     Навигация
· Главная
· FAQ
· Архив новостей
· Библиотека
· Добавить статью
· Карта сайта
· Клуб
· Личные сообщения
· Мой аккаунт
· Написать админу
· Поиск!!!
· Помощь сайту
· Ссылки
· Форум
· Галерея


     Статьи
Наши питомцы
Советы бывалых
Старые страницы
Рассказы
Клуб путешествий
История

     История моделей
· Массовые модели
   · Пузатая <Вятка>
   · Двухколесный <Самовар>
   · Мото-ЭМка
   · Электрон
   · Турист
   · T200M
   · Čezeta-501
   · Čezeta-502
· Экспериментальные
   · Вятка В-175
· Самоделки
   · Роллер Алексеича
· История заводов
   · Завод Молот

     Кто в Онлайне
20 гостей и 1 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

     Реклама


Клуб путешествий

Славное мотороллерное прошлое

Поездки Харьков-Крым на Вятке-Электрон

Ездить в Крым на автомобиле - это просто. А на мотороллере "Вятка-Электрон" В-150М с одноцилиндровым двигателем 150 кубиков и 7,5 л.с. слабо? Я такими поездками (в минимальном варианте 1500 км в оба конца) увлекался почти 10 лет. Все 80-е годы... И до Кавказа через Керченский пролив пару раз добирался, моя самая дальняя точка - Гагры. А уж в Крыму был на двух колесах в общей сложности 11 раз. Теперь отечественные мотороллеры практически исчезли с дорог, а б/у японские 50-кубовки конечно легкие, тихие... но все же это городские машины, да и цена выше крыши. А мой старый "Электрон" 1976 года выпуска и сейчас занимает почетное место в гараже, состояние абсолютноисправное, вот только недавно я с него пыль смахнул... Под его колесами более 50 000 км. Не раз заменял поршень, цилинлр, коленвал, цепь, покрышки, да и практически все остальные изнашивающиеся детали. Вот только зажиганием не приходилось заниматься (кроме свечи и высоковольтного провода). Впервые примененный на серийной отечественной мототехнике блок электронного зажигания оказался исключительно надежным и ни разу внимания не потребовал.

В начале пути в Крым, весна 1990г. Последний раз... За все время дальних странствий не было ни единого случая, когда бы не устранял возникавшие неисправности своими силами, причем в течение часа времени. Однажды на обратном пути, в районе Запорожья, двигатель застучал и заглох. Было уже темно. Аккумулятора нет, точнее, по штату он полагается, но я его не ставил (система зажигания работает без него). Вывернул свечу, и при свете фар встречных автомобилей увидел в ней между электродами кусочек металла. Решил, что "приехал", но на всякий случай удалил этот кусочек, завернул свечу и попробовал завести двигатель. Он сразу же завелся, без проблем довез меня 300км до дому, я нормально эксплуатировал мотороллер еще месяц, и только потом двигатель отказал (не хотел работать на оборотах ниже средних). Вскрытие показало - разрушился сальник коленвала. Тот кусочек был частью обоймы начавшегося разрушаться сальника, его потоком топливно-воздушной смеси затянуло в цилиндр, он и стучал там, пока не застрял в свече и тем самым заглушил мотор... В общем, с живучестью у нас все OK.

Мои поездки разделялись на весенние и летние. В весенних я ориентировался на гостиницы-кемпинги, в крыму в основном на "Поляну сказок". А в летних возил с собой палатку, которая вместе с надувным матрасом и спальником помещалась в рюкзаке. Сам рюкзак крепился к багажнику мотороллера "пауком", сделаном из резинок от эспандера. На капоте мотороллера из проволоки были сделаны крепления: слева - для небольшой канистры с водой, справа - для банки с маслом, необходимым при каждой заправке духтактного двигателя. А заправляться приходилось часто - в среднем через 125-150км. Емкость бака у "Электрона" всего 12л, и чтобы не остаться без бензина, его приходилось заливать порциями по 5л. Бензин заливал прямо в бак, добавлял 200мл масла, и покачивая мотороллер, размешивал. Ну и непременными атрибутами были мотокуртка, шлем, перчатки с крагами и висящая на крючке приборного щитка "выходная" сумка, в которой хранились вещи, нужные в процессе езды - ведь для открывания рюкзака нужно его снять, а это не такая простая операция. В этой сумке лежал и кусок полиэтилена - при дожде им укрывал ноги. Замечу, что на мотоцикле выполнить подобную операцию было бы значительно сложнее - там мешает бензобак, да и сумку вешать некуда. Еще при дожде сильно помогал ветровой щиток, приспособленный от мотороллера "Турист". Но он же ограничивал максимальную скорость до 60-70км/час вместо положенных 80. А однажды при сильном встречном ветре мне его пришлось временно снять, иначе на высшей 3-й передаче двигатель вообще не тянул. На случай аварийных ночевок вдали от цивилизации возил с собой спиртовку, но реально она ни разу не понадобилась.

Дорога в Крым занимала два дня, но эти дни были не худшими в жизни. Ездил в основном в светлое время суток. 35 ватт генератора (это на максимальных оборотах, а на средних хорошо если 20) совершенно недостаточно для фары, и езда ночью, да еще по нашим дорогам - смертельный номер. Но было несколько случаев, когда все же приходилось ехать, да еще в дождь и туман... А так - сплошной кайф. Скорость 60, сижу на мягком сидении, любуюсь окружающей природой, правой рукой держу рукоятку газа на руле, а левой достаю из сумки "соломку", и не спеша ее откусываю (иногда закусывая шоколадом). Водителям и пассажирам обгоняющих автомобилей это зрелище очень нравилось... Да еще харьковский номер - обычно подобные моему транспортные средства за пределы области не выбирались.

А в Крыму можно было без малейшего напряжения поездить по узким горным и прибрежным дорогам, по улочкам Ялты и Севастополя, и все это за совершенно ничтожные деньги. Хотя часто приходилось использовать 1-ю, не было такой горки, на которую я бы не смог вьехать. Несколько раз штурмовал Ай-Петри, а однажды даже ночевал там в палатке. Солнце, море, доброжелательное отношение ГАИ...

Что ж, может быть когда-нибудь еще разок повторю свои старые двухколесные маршруты... Но более вероятно, что продам :( . Не за бесценок, конечно.

Ну а что мотороллеристы-скутеристы нового тысячелетия мне про Крым расскажут?

Небольшая историческая справка:
В-150М серийно выпускался с 1965г. До него (с 57г.) был ВП-150, с круглыми боками и колесом на вторичном валу коробки (!). И за 13 лет до ВАЗа с 13-милиметровым крепежом. По-видимому, содрали 1:1 с итальянца... А В-150М - это по шасси оригинальная разработка, но двигатель тот же, только с передачей на заднюю ось цепью. На его последней модификации "Электрон" (73г.) движок форсировали до 7,5 лошадей - вместо прежних 5,5 - и применили электронное зажигание. Выпуск закончили в 1979г., но двигатель в запчасти выпускали и позже. У меня, например, сейчас двигатель выпуска 1982г. Общим для всех моделей была трехступенчатая коробка с переключением на руле и шестеренчатая передача от коленвала к коробке. А также аккумулятор, нужный только для стояночного света, стоп-сигнала и указателей поворотов. И ненужность (по правилам СССР) техосмотра :) . Но "мотоциклетные" права требовались.

Николай Фаворов

Оригинал страницы, как и множество других интересных материалов по истории советских авто и мото расположен на сайте Сто тысяч дорог позади...

Дата публикации: 21/04/2007
Прочитано: 7205 раз
Дополнительно на данную тему:
Крым и "Вятка": поход на юг (из прошлого).
От Перми до Екатеринбурга и обратно
6500 километров на Туле
9000 км на мотороллере Электрон
Крым-не-наш. Часть 1.
Крым-не-наш. Часть 2.
В поисках провинции.
Точки на карте - 1
Точки на карте - 2

Назад | Начало | Наверх

     Опрос
Как Вы впервые попали на наш сайт?

Нашел в поисковике
Увидел ссылку на другом сайте
Подсказали коллеги
Другое



Результаты
Другие опросы

Ответов: 1651
Комментариев: 3

     Авторизация
Логин

Пароль

Не зарегистрировались? Вы можете сделать это, нажав здесь. Когда Вы зарегистрируетесь, Вы получите полный доступ ко всем разделам сайта.

     Поиск
Google

     Наши друзья
Ретрошина

Детали для реставрации старинной авто- и мототехники

АВТОСТРАДА

Мариупольский ретроклуб Чайка


     Поделиться




   Web site powered by PHP-Nuke

Наш сайт - это крупнейшее в мире объединение любителей Советских Мотороллеров. У нас вы найдете бесплатный доступ ко всей технической литературе по мотороллерной тематике, возможность участия в очных и заочных конкурсах реставрированной техники и конечно же помощь в решении любого технического вопроса. Присоединяйтесь, и давайте вместе сохраним нашу историю.

Открытие страницы: 0.02 секунды