Welcome to Советские мотороллеры!

     Навигация
· Главная
· FAQ
· Архив новостей
· Библиотека
· Добавить статью
· Карта сайта
· Клуб
· Личные сообщения
· Мой аккаунт
· Написать админу
· Поиск!!!
· Помощь сайту
· Ссылки
· Форум
· Галерея


     Статьи
Наши питомцы
Советы бывалых
Старые страницы
Рассказы
Клуб путешествий
История

     История моделей
· Массовые модели
   · Пузатая <Вятка>
   · Двухколесный <Самовар>
   · Мото-ЭМка
   · Электрон
   · Турист
   · T200M
   · Čezeta-501
   · Čezeta-502
· Экспериментальные
   · Вятка В-175
· Самоделки
   · Роллер Алексеича
· История заводов
   · Завод Молот

     Кто в Онлайне
43 гостей и 2 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

     Реклама


Старые страницы

Мотороллеры

Инж. В. Швайковский.
"За Рулем" 1957

Лишь тот, кому не раз приходилось мчаться на большой скорости на мотоцикле, способен понять, какое это огромное удовольствие!

Правда, всегда находились скептики, которые говорили: <Хорошо-то, хорошо, но поедешь на мотоцикле и весь будешь в грязи и пыли>.

На это им защитники мотоциклов обычно отвечали: <Ведь можно надеть комбинезон или другой подходящий костюм>. Примерно в такой форме велся спор на протяжении многих лет. А в это время инженеры работали над созданием более совершенной конструкции, которая, обладая достоинствами мотоциклов, не имела бы их недостатков. И вот в послевоенные годы на дорогах ряда стран появились новые транспортные машины - мотороллеры. Они быстро завевали широкую популярность. Только в одной Италии парк мотороллеров сейчас насчитывает более миллиона. Такие фирмы как <Веспа> и <Иноченти> ежегодно их выпускают по 100 000 штук.

В 1957 году к выпуску мотороллеров приступила и наша промышленность. Что представляют собой мотороллеры, какие тенденции наметились в их строительстве? - с такими вопросами часто обращаются читатели в редакцию журнала.

Одноколейная моторная повозка - мотороллер - по внешним формам во многом отличается от мотоцикла.

В ходовой части мотоцикла можно найти много общего с велосипедом, а в ходовой части мотороллера многое напоминает самокаты (роллеры). Если мы называем моторный велосипед мотоциклом, то в равной мере можно назвать моторный самокат (роллер) мотороллером.

Но если по внешним формам мотороллеры не похожи на мотоциклы, то в устройстве отдельных узлов у них много общего; зачастую на некоторых моделях мотороллеров просто применены мотоциклетные агрегаты. Поэтому мотороллеры принято считать одной из разновидностей мотоциклов.

Внизу показан современный мотороллер. Как видно из рисунка, его средняя часть выполнена в виде низко расположенной (примерно в 25 см от уровня дороги) широкой площадки. Двигатель, силовая и задняя передачи, а также бензобак находятся в задней части машины, под седлом, и закрыты обтекаемым кожухом. Такая конструкция позволяет понизить центр тяжести, а тем самым сделать мотороллер более устойчивым и простым в управлении, чем мотоцикл. Одновременно это дало возможность изменить посадку водителя, сделать ее более удобной.

Глубокий щиток, закрывающий переднее колесо, и второй более широкий щиток, расположенный перед водителем, хорошо защищают его от грязи и пыли.

Мотороллеры, как и мотоциклы, имеют следующие группы механизмов: ходовую часть, двигатель, силовую передачу и механизмы управления.

Ходовая часть обычно состоит из несущего кузова (или рамы с кузовом), передней вилки, задней подвески и колес с шинами.

Представителем мотороллеров, имеющих раму, является <Скутмобиль> (рис.1). Рама его изготовлена из легких труб, стыки которых свариваются, а для повышения прочности в отдельных местах усиливаются стальными косынками и полосками. На раме крепятся все детали и механизмы, в том числе и кузов, чаще всего выполняемый из тонких металлических листов (в последнее время применяют для этой цели и легкие пластмассы).

На большинстве мотороллеров рамы отсутствуют, их роль выполняют несущие кузова, которые одновременно служат и рамою, и кузовом. Как правило, они изготовляются штамповкой из листовой стали; причем отдельные места усиливаются ребрами жесткости. Несмотря на то, что несущий кузов легче, чем рама с кузовом, он имеет относительно большую прочность.

Передние вилки на мотороллерах применяются двух типов: телескопические и рычажные. Последние делаются с консольным креплением переднего колеса, что облегчает его снятие. (К нижнему наконечнику пера вилки шарнирно крепится рычаг, а к нему - консольная ось переднего колеса).

Для смягчения толчков в вилке используются пружины или резиновые шайбы, а для поглощения резких колебаний - гидравлические амортизаторы.

Задняя подвеска осуществляет связь заднего колеса с рамой или несущим кузовом. На современных мотороллерах она встречается двух типов: жесткая и упругая.

Большинство мотороллеров имеет упругую подвеску, состоящую из рычага и пружины или торсионного валика; иногда (очень редко) в качестве упругого элемента применяют резиновые шайбы. Рычаг подвески своим передним концом шарнирно соединен с рамой или несущим кузовом, а на другом его конце установлено колесо. Пружина, смягчающая толчки, помещается между задним концом рычага и верхней частью несущего кузова или рамы.

В случае применения торсионной задней подвески (рис.2) один конец торсионного валика закрепляется в передней части рычага, а другой укреплен к раме или несущему кузову. При наезде на неровность, когда колесо перемещается вверх, валик закручивается, обеспечивая тем самым эластичную связь колеса с кузовом.

Для гашения колебаний кузова, возникающих при мягкой подвеске, вводятся амортизаторы. Их устройство и принцип действия аналогичны устанавливаемым на мотоциклах.

Колеса мотороллеров по своему устройству являются самыми различными - от обычных мотоциклетных до специальных, состоящих из сплошного диска и обода. Например, фирма <Дайтон> (Англия) для мотороллеров <Альбатрос> изготовляет разборные колеса, состоящие из двух штампованных дисков. Фирма <Цюндапп> (ФРГ) устанавливает на мотороллерах <Белла> литые колеса из легких сплавов.

Размер колеса также весьма разнообразен - от 19 дюймов на <Скутмобиле> до 8 дюймов на мотороллерах <Веспа>, <Руми>. Минимальный профиль шин - 2,75 дюйма (<Аэр-Маки>), наибольший - 4 дюйма (<Ламбретта> и др.).

Конструкции ходовой части обусловливают установку двигателя и силовой передачи сзади, под седлом. Подобное расположение, увеличивая свободную площадь в передней части мотороллера, позволяя выполнить мотороллер более обтекаемым и вместе с тем удобным для посадки водителя, требует одновременно некоторого усложнения конструкции. В частности, возникла необходимость в принудительном охлаждении двигателя; несколько усложнился, по сравнению с мотоциклетным, привод органов управления агрегатами мотороллера.

Крепление двигателя и механизмов силовой передачи осуществляется либо на подвижных деталях задней подвески (<Вятка>, <Веспа>), либо непосредственно на несущем кузове или раме (<Ламбретта>, <Парилла>). В последнем случае уменьшается масса неподрессоренных частей и ослабляется сила ударов колес о неровности дороги.

Двигатели мотороллеров по своему устройству аналогичны мотоциклетным, хотя и имеют некоторые особенности. На современных мотороллерах получили широкое распространение двухтактные двигатели с рабочим объемом от 125 до 200 куб.см. Очень редко встречаются двигатели с меньшим или, наоборот, большим рабочим объемом, а также мотороллеры с четырехтактным двигателем.

Большинство двигателей имеет принудительное воздушное охлаждение. Применяются в основном две схемы - эжекционная и с использованием вентилятора (<Вятка>, <Тула>, <Веспа> и др.).

Принцип действия эжекционного воздушного охлаждения состоит в следующем. Выходящие с большой скоростью из двигателя отработавшие газы создают разряжение в отводном канале воздушной рубашки, в которую заключен цилиндр двигателя. Это обеспечивается тем, что в отводной канал выводится труба из выпускного патрубка двигателя. В результате скорость поступающего в рубашку свежего воздуха увеличивается и цилиндр охлаждается более эффективно. Преимущество этого способа охлаждения состоит в том, что оно не требует затрат мощности двигателя.

Охлаждение вентилятором показано на рис. 3. Воздушный поток поступает к цилиндру двигателя от вентилятора, установленного на маховике.

Кроме того, есть еще мотороллеры (<Мобискутер>), у которых двигатели имеют обычную мотоциклетную схему охлаждения - встречным потоком воздуха.

Бензобак мотороллера расположен над двигателем и силовой передачей, под откидным седлом.

Сцепление и коробка передач мало отличаются от мотоциклетных.

Задняя передача на ведущее колесо мотороллеров может осуществляться цепью, карданным валом или непосредственно вторичным валиком.

Передачу от вторичного валика имеют, например, мотороллеры <Вятка> и <Веспа>. У них вращающее усилие от коленчатого вала двигателя передается через сцепление на первичный вал коробки передач, а от него, как обычно в мотоциклах, на шестерни вторичного вала, который одновременно является осью ведущего колеса. Принцип устройства цепных (рис. 4) и карданных передач аналогичен мотоциклетным. С целью предохранения цепной передачи от воздействия пыли и грязи ведущие и ведомые звездочки заключены в картера, а цепь - в гофрированные кожухи, изготовленные из маслостойкой резины.

Переключение передач в мотороллерах осуществляется вращающимися рукоятками, ножными педалями или автоматически.

На большинстве мотороллеров применяются вращающиеся рукоятки, расположенные, как правило, с левой стороны руля. Педаль ножного переключения находится обычно под носком левой ноги водителя.

На некоторых мотороллерах применяется автоматическое переключение передач. Очень интересная и простая автоматическая бесступенчатая коробка передач устанавливается на мотороллере <Хаббу>. Она состоит из клиновидного ремня, раздвижных шкивов и центробежного устройства. Вначале, при пуске двигателя, как видно из рис. 5, ремень на правом шкиве расположен по минимальной окружности, а на левом шкиве - по максимальной окружности. Следовательно, в этот момент происходит передача усилия с максимальным передаточным числом. С ростом оборотов центробежное устройство сожмет диски правого шкива и клиновидный ремень займет положение по окружности с большим диаметром, а на левом шкиве наоборот. Таким образом, повышается передаточное число и повышается скорость.

Расположение и принцип действия рычагов сцепления, тормозов, вращающихся рукояток привода, дроссельных золотников и т.д. у мотороллеров по существу аналогичны мотоциклетным.

Электрооборудование. Особенность его заключается в том, что на мотороллерах чаще всего устанавливается маховичное магдино (магнето и генератор, объединенные в одном агрегате), а также генераторы переменного тока.

Для пуска двигателей, помимо обычных мотоциклетных пусковых механизмов, часто применяются электростартеры и диностартеры. Диностартер представляет собой агрегат, который вырабатывает электрический ток, работая как генератор, а при пуске двигателя используется как электростартер.

В заключение следует подчеркнуть, что удачная общая компоновка мотороллеров позволяет широко их использовать для разных целей. С помощью специального прицепа, например, мотороллер способен перевозить 200-500 кг груза.

Скоро на наших дорогах, на улицах городов и сел появятся отечественные мотороллеры - <Вятка-150>, <Тула-200> и тогда советские люди смогут по достоинству оценить этот новый, простой и удобный вид транспорта.


Дата публикации: 04/11/2007
Прочитано: 23812 раз
Дополнительно на данную тему:
Вятка
Прицепная коляска <БП>
Тула-200. Новый советский мотороллер
Чезета - новый чехословацкий мотороллер
Мотороллерам - настоящее и будущее
Новый мотороллер М-175
Почему шпонки из разного металла?
С двигателем от мотороллера

Назад | Начало | Наверх

     Опрос
Как Вы впервые попали на наш сайт?

Нашел в поисковике
Увидел ссылку на другом сайте
Подсказали коллеги
Другое



Результаты
Другие опросы

Ответов: 1701
Комментариев: 3

     Авторизация
Логин

Пароль

Не зарегистрировались? Вы можете сделать это, нажав здесь. Когда Вы зарегистрируетесь, Вы получите полный доступ ко всем разделам сайта.

     Поиск
Google

     Наши друзья
Ретрошина

Детали для реставрации старинной авто- и мототехники

АВТОСТРАДА

Мариупольский ретроклуб Чайка


     Поделиться




   Web site powered by PHP-Nuke

Наш сайт - это крупнейшее в мире объединение любителей Советских Мотороллеров. У нас вы найдете бесплатный доступ ко всей технической литературе по мотороллерной тематике, возможность участия в очных и заочных конкурсах реставрированной техники и конечно же помощь в решении любого технического вопроса. Присоединяйтесь, и давайте вместе сохраним нашу историю.

Открытие страницы: 0.02 секунды