Welcome to Советские мотороллеры!

     Навигация
· Главная
· FAQ
· Архив новостей
· Библиотека
· Добавить статью
· Карта сайта
· Клуб
· Личные сообщения
· Мой аккаунт
· Написать админу
· Поиск!!!
· Помощь сайту
· Ссылки
· Форум
· Галерея


     Статьи
Наши питомцы
Советы бывалых
Старые страницы
Рассказы
Клуб путешествий
История

     История моделей
· Массовые модели
   · Пузатая 'Вятка'
   · Двухколесный 'Самовар'
   · Мото-ЭМка
   · Электрон
   · Турист
   · T200M
   · Čezeta-501
   · Čezeta-502
· Экспериментальные
   · Вятка В-175
· Самоделки
   · Роллер Алексеича
· История заводов
   · Завод Молот

     Кто в Онлайне
191 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.


Клуб путешествий
Очерки о путешествиях на мотороллерах Вятка, Электрон, Тула, Турист, Тулица, Čezeta.

Пробег Мариуполь - Вятские Поляны на мотороллере Вятка. 2017 год.

Часть 1.

Введение

В далеком 1957 году в СССР был начат выпуск мотороллеров - небольших удобных транспортных средств, имевших в то время за границей бешенную популярность (впрочем, уже шедшую на спад). В нашей стране их выпуск поручили двум оборонным заводам – в Туле и в Вятских Полянах.

Спустя 50 лет небольшим коллективом любителей этого экзотичного по нынешним временам вида техники был основан интернет-клуб «Советские мотороллеры» (www.motoroller.su). И естественно, что вашему покорному слуге, который был в составе упомянутого коллектива, очень хотелось побывать в тех местах.

Так получилось, что выпущенный в далеком 1965 году мотороллер Вятка ВП-150 до сих пор является моим основным двухколесным транспортом. В городе им пользоваться действительно удобно. С запчастями я проблем давно не испытываю, а ходовых качеств для сравнительно спокойного Мариуполя хватает «за глаза». Но это в городе. А вот в дальних поездках иногда приходилось туговато. В 2012 году в Туле отмечали 55 лет с начала выпуска мотороллеров. Пригласили и наш клуб, для которого это стало фактически первой возможностью познакомиться и пообщаться вживую. И хотя сама встреча прошла наилучшим образом, но воспоминания о долгих сотнях километров по загруженной машинами и ремонтами федеральной трассе с несущимися фурами и узкими обочинами на слабосильном мотороллере до сих пор вызывают дрожь. Тогда я даже дал себе зарок больше никогда не ездить на Вятке так далеко. Правда тут же сам и оговорился – не ездить без надлежащей подготовки. Поэтому именно с неё начался пробег, который наш клуб приурочил к 60-летию с начала выпуска мотороллеров в СССР.

Немного технических подробностей

Кроме обновленного кузова, опыт 15 лет эксплуатации мотороллера и нескольких дальних поездок различной протяженности вылился в достаточно обширный список доработок. Большинство из них были опробованы раньше, но некоторые появились только перед пробегом.

1 – светодиодная фара
2 – навигатор
3 – зеркало заднего вида
4 – указатель температуры двигателя
5 – противоугонка
6 – удобное сидение
7 – бесконтактное электронное зажигание
8 – электрооборудование 12 вольт с аккумулятором
9 – современный карбюратор и бумажный воздушный фильтр

При капремонте кузова удалось точно выставить рулевую колонку перпендикулярно оси заднего маятника. Так что теперь на этой Вятке можно ездить даже не держа руль, чем мало какой из мотороллеров мог похвастаться даже с завода.

Проблема со слабым освещением решена переходом на светодиодные лампы и 12–вольтовую сеть. При этом генератор оставлен родной, а вот стабилизатор разработан и изготовлен самостоятельно (сказывается радиолюбительское прошлое). Заодно перешел на бесконтактное зажигание. Чтобы освещение работало даже при выключенном моторе, установил аккумулятор. Порядком изношенный и склонный к засорам родной карбюратор заменил на китайский Keihin, установленный через самодельный переходник. Чтобы не перегреть на жаре нагруженный мотороллер, внедрил указатель температуры двигателя. Кроме того соорудил и поставил на руль держатель для мобильного телефона, которому отводится роль навигатора. Важнейшей для длительной поездки доработкой стала установка сидения от Honda Lead, которое гораздо нежнее родного относится к пятой точке водителя.

Параллельно занимался и собственной экипировкой. Обычно обхожусь одним шлемом, но к пробегу приобрел наколенники, налокотники, перчатки и дождевик. Только этим, наверное, и можно объяснить, что всю дорогу нам сопутствовала сухая солнечная погода.

А вот и сам отчет

Зима. Не хочется лишний раз высовывать нос за дверь. Вид моря, мимо которого я по утрам езжу на работу, не вызывает никакого желания бухнуться в него с разбега, подняв тучу брызг. Вятка терпеливо дожидается в гараже пятьдесят четвертого сезона в своей жизни.

Зимой все летние приключения кажутся немного нереальными. Но когда их вспоминаешь, становится теплее.

Идею пробега в Вятские Поляны я озвучил на сайте клуба «Советские мотороллеры» (www.motoroller.su) в 2015 году. Совсем рядом шла война и нужна была цель, чтобы выйти из состояния апатии, когда не знаешь, что будет завтра, и наступит ли оно. Прикинул расстояние по Яндексу, посидел над атласом. Учитывая опыт предыдущих путешествий, выходило, что в спокойном темпе можно будет доехать за 6-7 дней. Плюс столько же на обратную дорогу, плюс пару дней на непредвиденные обстоятельства. Итого полмесяца. Вполне приемлемо.

Идея нашла горячую поддержку у клуба. Даже не знаю, состоялся бы пробег, если бы меня не пинали с разных сторон с завидной регулярностью. Ведь поводов отменить его было предостаточно. Достаточно сказать, что за две недели до старта мотороллер всё еще не был собран после затянувшегося ремонта, во время которого большой кусок кузова фактически пришлось изготовить заново.

И все-таки 12 июля Вятка была поставлена на колеса. Затем сделан пробный пробег в Бердянск, устранены выявленные недочеты и, наконец, определена окончательная дата выезда – 22 июля. На что не хватило времени, так это на то, чтобы договориться о встрече в Вятских Полянах. Мы пытались пробиться на завод, а нужно было, как нам позже сказали, выходить на городскую администрацию. Поэтому, когда я уже вовсю колесил по российским просторам, коллеги всё еще утрясали организационные вопросы.

Буквально в последний момент к пробегу решил присоединиться еще один человек – Виталий, с которым до этого мы были лишь слегка знакомы. Поначалу он планировал поехать на мотороллере Турист, но потом передумал в пользу автомобиля – небольшого фургончика Fiat Doblo. Размеры его грузового отсека позволяют не только устраивать полноценное спальное место, но и при необходимости перевозить Вятку. Разумеется, я согласился, хотя Вятку всё равно снаряжал исходя из потребностей «одиночного плавания». Мало ли что случится в дороге.

Дни перед отъездом прошли в традиционной суматохе. Список необходимых дел содержал добрых два десятка пунктов, а мне, несмотря на отпуск, пришлось заниматься и рабочими вопросами, так что окончательная упаковка снаряжения затянулась далеко за полночь. Утром позавтракал, попрощался с женой и детишками и не спеша тронулся в путь, постепенно привыкая к управляемости груженого мотороллера.

«Как тебя жена отпустила» – частенько спрашивают собеседники, а особенно – собеседницы. Да спокойно отпустила. Вообще-то я достаточно домашний человек и никогда не уезжаю с бухты-барахты. Так и в этот раз, о пробеге уже год как было известно, всё подготовлено, чтобы избежать накладок. Более того, именно благодаря жене я вез с собой целую пачку клубных дипломов для хороших людей, которые окажутся причастными к пробегу.

Дорога = Приключения. Приключения бывают разными. Самое главное, чтобы они хорошо заканчивались. В этот раз первое приключение случилось, не успел я отъехать от дому и 50 километров. Погода стояла жаркая, дорога изобиловала подъемами и двигатель мотороллера, едва прошедший обкатку, довольно сильно грелся. Поэтому на затяжных спусках я вытаскивал ключ и глушил его, давая остыть. В один такой момент Вятку тряхнуло на ухабе, и ключ вылетел из пальцев, еще не совсем освоившихся в новой перчатке.

Ключик на Вятку – запчасть редкая. И хотя с собой был запасной, все-таки решил поискать пропажу, благо обочина была ровная, а место я примерно заметил. Безрезультатно проходив минут тридцать-сорок так ничего и не нашел. Расстроился, конечно, что путешествие так начинается, но делать нечего – нужно ехать дальше. Полез в рюкзак за запасным ключом. Глядь, а моя пропажа тут как тут – лежит возле педали тормоза. +1 в пользу мотороллера!

Границу прошел спокойно. Российские таможенники были весьма удивлены, узнав, куда я собираюсь. Кто-то даже поинтересовался, есть ли связь между пунктом назначения «Вятские Поляны» и названием мотороллера «Вятка», в ответ на что получил краткую лекцию по истории мотороллеров, вместе с информацией о нашем пробеге.

Почти сразу на дорогах России внимание привлекли интересные светофоры, которые всегда и везде показывали только мигающий желтый сигнал. К каждому такому светофору прилагалась либо солнечная батарея, либо она же в сочетании с ветряком. Видимо предполагается, что такой набор может длительное время работать автономно. За городом, вдали от электрических сетей, такой вариант питания, разумеется, оправдан. Но, увидев то же самое в населенном пункте, задумался о том, кому же это выгодно здесь.

Ростов-на-Дону

Неподалеку от границы мы встретились с Виталием и его белым Фиатом. Поскольку предложение загрузить Вятку в кузов было мною гневно отвергнуто, настало время получать новый опыт совместного вождения мотороллера и мотоцикла. Поначалу ехали паровозиком, но поскольку моя максимальная скорость в загруженном состоянии чуть больше 60 км/ч, а крейсерская – около 55 км/ч, то очень быстро выяснилось, что так Фиат сильно мешает движению. Приходилось периодически останавливаться и пропускать собравшийся поток машин. Забегая вперед, скажу, что в итоге мы пришли к тому, что я двигался со своей скоростью по возможности непрерывно, а Виталий проезжал по 20-25 км со скоростью потока, после чего дожидался меня на обочине, пропускал вперед и «наша песня хороша, начинай сначала».

В первый день пути мы планировали добраться до Ростова-на-Дону, где нас ждал одноклубник Женя (Deepwerk). В город прибыли около восьми часов вечера, уже в сумерках. Помнится, в 2009 году я самостоятельно смог доехать лишь куда-то в центр, после чего ездил по городу, только приклеившись за машиной коллеги по форуму. На этот раз с помощью навигатора без проблем нашли дом, затерянный в глубинах частного сектора и одностороннего движения. Встречал нас Женин отец, а сам он, несмотря на субботу, пришел с работы только часам к 11. За чаем и разговорами время летело быстро, и спать легли глубоко за полночь.

Утро следующего дня началось довольно поздно. Для начала, установил на руль держатель навигатора. Потом прошлись немного по Ростову, потрепались о мотороллерах (к сожалению, Женькина Тулица, выигравшая в 2010 году конкурс на лучшую реставрацию, сейчас оказалась не на ходу), посмотрели его обширную коллекцию моделей машин, съездили на рынок, благо это было по пути для выезда из города, и в самую жару поехали дальше. Когда выезжали от Женьки, какой-то мужик, слегка навеселе, долго смотрел на то, как я надеваю защиту (наколенники, налокотники, перчатки), после чего выдал глубокомысленное: «Это шоб в церкви на коленях удобней стоять было?». Смешной.

По пути через Ростов единственный раз за всю поездку заправился 80-м бензином. Весь остальной путь Вятка проделала на 92-м. Правда, по ощущениям, никакой разницы между ними не было. Еще запомнился небольшой, но самый настоящий паровозик, который в клубах пара тянул за собой три голубых вагончика. Позже я узнал, что этот локомотив курсирует по детской железной дороге и является одним из немногих таких паровозов в мире.

Изображение с сайта https://big-rostov.ru/wp-content/uploads/2016/10/dzhd1.jpg

Наш путь пролегал через Новочеркасск. Году в 1990-м мы приезжали в этот город с экскурсией от школы. Поэтому грех было не заехать и не посмотреть свежим взглядом Вознесенский собор – один из самых больших и красивых храмов России. Собор, расположенный на просторной площади Ермака, действительно впечатляет. Других сколь-нибудь заметных зданий вокруг нет, поэтому он полностью господствует над округой. Там же расположен и памятник Ермаку, который был родом из этих мест.

Поскольку время поджимало, дальше решили ехать с минимумом остановок. По пути высмотрел на карте возможность срезать километров 10 пути по грунту. Договорились с Виталиком о месте встречи и разъехались. Хотя Вятка и городской мотороллер, но ездить по хорошим грунтовкам мне нравится. Дорога ровная, вокруг зелень до горизонта и никаких машин.

Правда, на этот раз пришлось поблукать. Бумажная карта оказалась, мягко говоря, неточной, а та, что была в навигаторе, деталировкой примерно соответствовала пачке Беломора. В итоге пришлось ехать «по направлению». Вдобавок на горизонте ощутимо хмурились тучи и посверкивали молнии, а дождевик вместе с рюкзаком лежал в Фиате.

На трассу я выскочил уже почти по первым каплям дождя. Ездить по дождю я очень не люблю (особенности мариупольской погоды позволяют капризничать), поэтому, недолго думая, закинули Вятку в фургон и привязали растяжками. Только закончили, как хлынул настоящий ливень, да такой, что за 20 метров от машины трудно было что-то различить. Вскоре он, правда, ослабел, но полностью прекратился только в районе Цимлянска, когда мы уже подъезжали к запланированному месту стоянки. Поскольку и дорога к этому моменту основательно испортилась, Вятка снова была выпущена на волю.

Проморгав поворот на станицу Хорошевскую, где я изначально собирался переночевать, проехали чуть дальше, к Терновской. Наверное, это была ошибка, так как берег там оказался болотистый и для купания непригодный. Зато по пути в местном продуктовом магазине был куплен отличный копченый карп, составивший главное блюдо ужина.

Лагерем стали на лужайке, неподалеку от воды. Палатки не ставили. Виталий оборудовал спальное место в машине, а я повесил гамак между двумя крепкими ивами (другие деревья не выдерживают весенних разливов), Места здесь, надо сказать, глуховатые. Пришлось побегать, чтобы поймать сигнал МТС и отзвониться домой. Впрочем, проблемы со связью через этого оператора были всю дорогу вдоль Цимлянского водохранилища.

Поужинав при свете фонарика, разбрелись по койкам. В моем случае главной проблемой оказались комары. Нет, они не кусали – репеллент не позволял, но чувствуя желанную кровь совсем рядом, твари противно жужжали всю ночь, так что выспаться не удалось. Зато утром мягкое рассветное освещение подарило прекрасные фотографии.

Пока завтракали, подошел хозяин ближайшего дома. Удивился, что мы здесь делаем без удочек. Обычно кроме рыбаков в эти края мало кто заглядывает. Зато в сезон здесь не протолкнуться. Недаром это водохранилище считается одним из лучших мест для рыбалки. Заодно рассказал и о том, что нас ждет дальше.

Волгоград

На карте дорога, идущая вдоль Цимлянского водохранилища отмечена как «местная» с «твердым покрытием». Практически это значило самый широкий спектр дорожных покрытий – от великолепного, недавно уложенного асфальта, до ухабистой грунтовки под толстым слоем желтой пыли. Грунтовые участки запомнились особо. Любой транспорт оставлял за собой плотную завесу пыли, поэтому мы предпочитали переждать на обочине с выключенным мотором, пока она уляжется. Неизгладимое впечатление оставил водитель безымянной девятки, который бодро ехал метрах в двадцати за Камазом в самом центре такого пылевого облака, при этом даже не пытаясь обогнать. Для полной апокалиптичности картины не хватало только открытого окна с выставленным локтем.

Еще не самая пыльная дорога. На пыльной было жалко фотоаппарат.

Другой проблемой оказался бензин. Если бы не путешествие в кузове, то я заправился бы где-то в районе Цимлянска, и до выезда на основную трассу его хватило бы с запасом. А так сэкономленные километры и литры чуть не сыграли злую шутку. За всю дорогу до Суровикино мы не увидели ни одной действующей заправки. Один раз проехали проржавевший указатель с ценами в районе 7.50 рублей за литр, да в Тормосине нашли заправку, закрывшуюся сравнительно недавно. Похоже, что для местных жителей основным источником топлива служат различные МТС.

Ближе к обеду предприняли еще одну попытку найти место для купания, однако снова потерпели фиаско. Удалось обнаружить только заросший камышом ручеёк, а в единственном месте, где он образовывал какое-то подобие заводи на берегу лежала дохлая утка. В общем, Цимлянское водохранилище мы проехали, по сути его так и не увидев. А жаль.

Пообедав в районе Пристеновского, повернули в сторону М 21. Я к тому времени уже ехал на резерве, которого в спокойном темпе хватает километров на 60. Примерно столько и было до трассы. На случай, если резерв закончится, была еще заветная бутылочка с литром топлива. А если бы и этого не хватило, можно было бы еще нацедить пол-литра с примуса. Впрочем, крайние меры не понадобилось, так как заправка оказалась сразу возле выезда на трассу. Но в баке к тому моменту оставалось меньше стакана.

Время поджимало, а до Волгограда еще ехать и ехать. Поскольку мобильная связь наконец появилась, через Вайбер попросил жену поискать хостел вблизи Мамаева кургана. Сам же постарался ехать с минимальным количеством остановок. Одна из них случилась перед мостом через Дон, возле Калача. Уж очень там красивое место. С одной стороны высокий берег, отвесно падающий в воду. С другой – зеленая равнина, подсвеченная низким солнцем.

На въезде в финальный пункт сегодняшнего этапа – стела с надписью: Царицын. Сталинград. Волгоград. Немного в мире городов, которые вошли бы в историю под тремя именами. Разве что Питер поспорить может. Раз уж остановились для фотографирования, заодно отзваниваюсь по телефонам хостелов. В итоге находим две койки по 350 рублей в нескольких километрах от Кургана. По адресу с помощью навигатора без труда попадаем в искомое место.

В хостеле мы очутились вместе со студенческим стройотрядом из Петербурга. И хотя большую часть вечера мы с Виталием провели, гуляя по городу, веселая компания ребят и девчат запомнилась очень хорошо. Запомнились тем, что умеют и отдыхать и работать. Тем, что поют те же песни, которые когда-то пели мы в своем студенчестве. Тем, что имеют свои традиции. В общем, если вся молодежь будет такой, за будущее бояться нечего.

Большое впечатление оставила прогулка ночью к памятнику героям Сталинградской битвы. Родина-мать и остальные элементы ансамбля ночью смотрятся гораздо торжественней, чем при дневном свете (утром нам удалось еще раз побывать там). А еще запомнились гонки спортбайкеров в час ночи по идеальному асфальту пустого в это время проспекта Ленина. Правда, здесь впечатление осталось смешанное. С одной стороны, высокотехнологичный мотоцикл и недюжинная смелость, которые нужны, чтобы носиться «за 200» вызывают уважение. С другой стороны, непонятно зачем эти гонки на куске асфальта, если вокруг такой огромный мир...

Утром распрощались с дежурной по хостелу и поехали дальше. Решили двигаться по левому, то есть восточному берегу Волги, где дорога явно должна быть более спокойной. Переезжая из Волгограда в Волжский по дамбе, первый раз пересекли великую Реку, после чего потянулась классическая степная дорога. Однообразная, в меру унылая и с неплохим асфальтом. Погода ясная, машин действительно мало. В общем – всё было прекрасно.

Часть 2

Дата публикации: 21/02/2019
Прочитано: 1504 раз
Дополнительно на данную тему:
Крым и "Вятка": поход на юг (из прошлого).
Славное мотороллерное прошлое
От Перми до Екатеринбурга и обратно
6500 километров на Туле
9000 км на мотороллере Электрон
Крым-не-наш. Часть 1.
Крым-не-наш. Часть 2.
В поисках провинции.
Точки на карте - 1
Точки на карте - 2

Назад | Начало | Наверх

     Опрос
Как Вы впервые попали на наш сайт?

Нашел в поисковике
Увидел ссылку на другом сайте
Подсказали коллеги
Другое



Результаты
Другие опросы

Ответов: 2166
Комментариев: 4

     Авторизация
Логин

Пароль

Не зарегистрировались? Вы можете сделать это, нажав здесь. Когда Вы зарегистрируетесь, Вы получите полный доступ ко всем разделам сайта.

     Поиск
Google

     Наши друзья
Ретрошина

Детали для реставрации старинной авто- и мототехники

АВТОСТРАДА

Мариупольский ретроклуб Чайка


     Поделиться




   Web site powered by PHP-Nuke

Наш сайт - это крупнейшее в мире объединение любителей Советских Мотороллеров. У нас вы найдете бесплатный доступ ко всей технической литературе по мотороллерной тематике, возможность участия в очных и заочных конкурсах реставрированной техники и конечно же помощь в решении любого технического вопроса. Присоединяйтесь, и давайте вместе сохраним нашу историю.

Открытие страницы: 0.20 секунды