Welcome to Советские мотороллеры!

     Навигация
· Главная
· FAQ
· Архив новостей
· Библиотека
· Добавить статью
· Карта сайта
· Клуб
· Личные сообщения
· Мой аккаунт
· Написать админу
· Поиск!!!
· Помощь сайту
· Ссылки
· Форум
· Галерея


     Статьи
Наши питомцы
Советы бывалых
Старые страницы
Рассказы
Клуб путешествий
История

     История моделей
· Массовые модели
   · Пузатая 'Вятка'
   · Двухколесный 'Самовар'
   · Мото-ЭМка
   · Электрон
   · Турист
   · T200M
   · Čezeta-501
   · Čezeta-502
· Экспериментальные
   · Вятка В-175
· Самоделки
   · Роллер Алексеича
· История заводов
   · Завод Молот

     Кто в Онлайне
369 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

Советские мотороллеры: Форум

 FAQFAQ   ПоискПоиск   ГруппыГруппы   ПрофильПрофиль   ВходВход 

Ремонт ВП-150
На страницу 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Советские мотороллеры -> Технические вопросы

Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Hakuna
Отец основатель


Зарегистрирован: Jan 17, 2007
Сообщения: 6442
Откуда: Мариуполь

СообщениеДобавлено: Ср Сен 28, 2011 9:14 pm    Заголовок сообщения: Ремонт ВП-150 Ответить с цитатой

Итак, после примерно 25 тыс. пробега, во время которых с двигателя снималась только головка и крышка сцепления, пришло время для более серьезного вмешательства в его личную жизнь.
Причиной разборки стало обнаружение в конце прошлого небольшого осевого люфта коленвала, что свидетельствовало о том, что ослабла посадка подшипников в картере. (Прослабление посадки цапф вала в подшипниках отметалось, так как при заводке мотора "с хода" иногда слышался неприятный скрежет, который скорее всего издавало сцепление, трущееся об картер.
Поэтому, дабы не допустить перехода осевого люфта в радиальный и решено было двигатель разобрать. Собственно для устранения неисправности предполагалось посадить один из подшипников на анаэробный герметик-фиксатор, после чего собрать двигатель как было. Но по ходу дела стали всплывать и другие мелкие косячки в работе деталей немолодого уже движка, решение которых в итоге привело к почти полной переборке моторчика.
Ну, собственно к делу.

Часть первая - разборка

Разбирать мотороллер традиционно, скрючившись в три погибели показалось мне ретроградством и для удобства кузов был приподнят стропами, зацепленными за виноградную арку

Двигатель снимал вместе с маятником и впоследствии так, не снимая "ноги" и разбирал. На моем мотороллере соединение там довольно плотное и снятие/установка затруднены. В то же время конструкция мотора позволяет делать все операции по ремонту двигателя, без снятия его с маятника.
После снятия мотора он был тщательно обдут сжатым воздухом, что я считаю неплохой альтернативой кёрхеру в тех случаях, когда мочить деталь нежелательно. В качестве компрессора у меня агрегат от промышленного холодильника, а дует воздух через тонкое сопло, миллиметра полтора диаметром. Мощности компрессора достаточно, чтобы поддерживать при открытом сопле примерно 2 атмосферы, чего хватает для сбития сухой дорожной грязи. Двигатель после такой обработки конечно не идеально чистый, но мысор с него уже не сыплется.
Далее снимаем кожухи, генератор и наконец цилиндр. Состояние поршневой довольно неплохое для такого пробега. Коленвал практически не люфтит, поршень еще побегает.

Зазор в кольцах, как впоследствии выяснилось примерно 1 мм. Это пограничная величина. Можно еще ездить, а можно уже и менять. В пользу "оставить старые" говорит идеальная приработка поверхностей (кольца зеркальные), а также то, что ходовые качества мотороллера меня до момента разборки вполне устраивали. Да и компрессия на заводной лапке чувствовалась нормальная.

Но о кольцах чуть позже.
Поскольку поршень с коленвала я снимать не собираюсь, то чтобы защитить его от нежелательных царапин, ударов и грязи, обматываю бумагой и целлофаном.
Следующим шагом раскручиваем скрепляющие картер болты и вуаля - двигатель распался на две половинки.



На первый взгляд, состояние вполне боевое. Шестерни коробки с минимальными следами износа. Подшипники коленвала, как и ожидалось в своих гнездах не держатся, но так как в паре сталь-бронза трение минимальное, гнезда не выработаны и люфта в посадке нет. Сами подшипники тоже в неплохом состоянии и замены не требуют.
Да, еще порадовала чистота в картере. Смена масла каждые 300-500 км. принесла свои плоды.


Добавление от 2021 Поскольку часть файлов Радикал потерял, я выложил архив фотографий с этого ремонта на Гугл-диск:
https://drive.google.com/drive/folders/1_VA_TT7LtcglpYpDXJYQEhuQUuX5uJnO?usp=sharing
_________________
Вoйна c Укpaинoй, cтpaшная, нeлeпaя и бeздapнaя - caмая пoдлaя, пoзоpнaя и нecпpaведливая вoйнa в иcтopии Pocсии. (c) не мой


Последний раз редактировалось: Hakuna (Сб Ноя 27, 2021 9:57 am), всего редактировалось 5 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора Телефон
Hakuna
Отец основатель


Зарегистрирован: Jan 17, 2007
Сообщения: 6442
Откуда: Мариуполь

СообщениеДобавлено: Ср Сен 28, 2011 9:38 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Часть вторая. Сальники - подшипники
Раз уж двигатель разобран, то в профилактических целях не помешает сменить сальники. Имеющиеся конечно еще послужили бы, но сколько - неизвестно. Поэтому, поскольку новые сальники были, решил менять.
Предварительно при помощи очистителя карбюратора, довольно быстро очистил нагар в кривошипной камере


Для выпрессовки, запрессоки сальников на Вятках большинство применяет обычный молоток и иногда какую-нибудь подходящую болванку в качестве оправки. Однако несерьезно идти таким путем, имея в хозяйстве токарный станок. Посему из подходящего орехового полена был выточен вот такой болван.

Меньший диаметр - для выпрессовки сальников, больший - для запрессовки. Впрочем, для выпрессовки впоследствии была сделана другая деревяшка, так как этой мешала неснятая пока еще ведомая шестерня КПП. Снялись сальники с такой приспособой очень хорошо, ни капли не смявшись, так что при необходимости могут быть еще использованы.
При запрессовке сальники для герметичности слегка смазывались краской, после чего забивались молотком через болванку.

И вот сальник на месте.

Надо сказать, что с запрессовкой сальников я явно поторопился. Ставить их нужно в последнюю очередь уже перед сборкой мотора, чтобы не теребить лишний раз кромку, примеряя коленвал.
Впрочем, ладно. Мне вроде бы удалось избежать негативных последствий, пользуясь простейшей оправкой, склееной суперклеем из тонкой полоски фольги. Без неё, кстати, при запихивании цапфы в сальник, с последнего почти в 100% случаев соскакивает пружинка.

(на фото, кстати, уже установлена дистанционная прокладочка и нанесен фиксатор, о которых ниже).

Вернемся к нашим баранам, то есть люфту вала. Собрав двигатель с новой прокладкой и закрутив четырьмя болтами (теми, что идут вокруг кривошипной камеры), я измерил люфт индикатором. Оказалось примерно 0.35 мм.

Именно такой толщины и необходима прокладка под правый пошипник (со стороны генератора). Этот же правый подшипник я и решил садить на герметик-фиксатор, поскольку по ощущениям износ его гнезда был чуть больше, чем у левого.
Прокладку вырезал из плотного картона. Для фиксации подшипника поначалу был использован красный (высокопрочный) анаэробник. Такое соединение разбирается после нагревания до 230 градусов. Рассудив, что разбирать его мне понадобится только для замены подшипника, а раз подшипник меняется, то нагрев ему и не страшен, я нанес по окружности 5-6 капель фиксатора и собрал узел, после чего скрутил двигатель (на этот раз без прокладки между половинами картера) и оставил схватываться. На следующий день вал с подшипником уже не выталкивался из гнезда ни руками ни легкими ударами киянкой.

Надо сказать, что впоследствии, при сборке коробки вследствие не совсем аккуратного обращения, подшипник все-таки стронулся с места, но меня это только порадовало, так как к тому времени был куплен уже другой анаэробник - специально для циллиндрических соединений (тот был для резьбы). Он не относится к высокопрочным, поэтому наносил я его уже щедро - по всему внешнему кольцу подшипника, непосредственно перед сборкой. Как будет работать - сообщу позже после испытаний.
_________________
Вoйна c Укpaинoй, cтpaшная, нeлeпaя и бeздapнaя - caмая пoдлaя, пoзоpнaя и нecпpaведливая вoйнa в иcтopии Pocсии. (c) не мой


Последний раз редактировалось: Hakuna (Ср Сен 28, 2011 10:21 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора Телефон
Hakuna
Отец основатель


Зарегистрирован: Jan 17, 2007
Сообщения: 6442
Откуда: Мариуполь

СообщениеДобавлено: Ср Сен 28, 2011 10:16 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Часть третья. КПП
Сделав, что хотелось, я решил прощупать остальные "внутренние органы" мотора и покачав блок шестерен первичного вала КПП был разочарован. Люфт четко ощущался рукой. Проверка индикатором показала биение примерно 0.2 мм. Оставлять всё в таком состоянии не хотелось и коробку пришлось разбирать. Делалось всё по Волкову, поэтому на особенностях разбирания Вятковской коробки останавливаться не буду, достаточно сказать, что пришлось разобрать её всю.
Визуальный осмотр вала и блока шестерен особого износа не выявил, а вот при проверке микрометром роликов игольчатого подшипника, обнаружилось, что их диаметр меньше номинального примерно на 5 соток. Поиск новых иголок растянулся почти на месяц. Длина их 11.8 мм, диаметр 2 мм. Так вот именно такие иголки больше никуда не ставяться. Есть подшипник 2016, в котором ролики длиной 10,8 мм., есть подшипник ВГШ Явы-634, в которой длина иголок на несколько мм. больше. Кстати, сами валы КПП на разных Вятках имеют разную конструкцию.

У меня стояла та, что ниже. Видно, что в ней вполне достаточно "мяса" под более длинные иголки.
В общем, я уже почти совсем собрался либо обтачивать Явовские ролики, либо протачивать под них вал, но тут в одной из контор, занимающихся подшипниками, мне нашли новые иглы нужного размера. Заказа пришлось ждать неделю, и наконец вот они:

После получения иголок узел был довольно быстро собран. Блок шестерен теперь крутится очень легко и практически без люфта. Кстати, шариковый подшипник я оставил старый. Его состояние мне опасений не внушало. Только промыл керосином и продул сжатым воздухом. Эту же операцию, кстати, не повредит проделать и с внутренней полостью самого блока шестерен. Там есть замечательный карман для сбора всякого мусора, попадающего с маслом. Там он спрессовывается, а наружу может выйти только через подшипники, что разумеется не добавляет им долголетия.
При сборке КПП заодно заменил сальник на выходе вторичного вала. На этом месте у меня два года успешно отработал купленный за 8 грн. на рынке сальник от какой-то стиральной машины. Он бы работал и дальше, но во-первых, был найден оригинальный, а во-вторых у того при запрессовке в свое время я немного смял обойму.
Кстати, при сборке шестерен вторичного вала очень полезно полить жидким маслом (веретенкой) посадочные места. Тогда они садятся гораздо легче.


Что касается остальных деталей коробки - крестовины, шестерен, подшипников, то все они оказались в хорошем состоянии и замены не требовали.

На сегодня всё.
В следующих сериях - сборка, ремонт тормозов и возня с генератором.
_________________
Вoйна c Укpaинoй, cтpaшная, нeлeпaя и бeздapнaя - caмая пoдлaя, пoзоpнaя и нecпpaведливая вoйнa в иcтopии Pocсии. (c) не мой
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора Телефон
Hakuna
Отец основатель


Зарегистрирован: Jan 17, 2007
Сообщения: 6442
Откуда: Мариуполь

СообщениеДобавлено: Чт Сен 29, 2011 9:18 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Часть 4. Ремонт тормозов.
Пока дожидался иголок, решил отремонтировать тормоза. На мои колодки без ужаса было не глянуть


Запасных с нормальными накладками не было, поэтому решил переклепывать эти. На рынке у Явистов купил накладки Феродо. По совету с Яваолд, воспользовался самыми тонкими вытяжными заклепками (нашел 3.2 мм.), которые, кстати, идеально подошли под диаметр дырок в основании Вятковских колодок.

Латунный бочонок, который надет на хвостовик заклепки, выполняет роль дистанционной втулочки, чтобы клюв клепальника не расплющивал материал накладок. В самих накладках сверлятся по месту отверстия 3 мм под заклепки и потом с наружной стороны рассверливаются (не доходя по глубине до внутренней стороны 1.5 - 2 мм.) до диаметра их шляпок.
В результате получаем вот такие колодки

Потом накладки обрезаются до размеров основания обычной ножовкой, подпиливаются напильником, и вот результат


Однако, как оказалось, это еще не всё. Попытка запихнуть переклепанные колодки в тормозной барабан с треском провалилась. Они не лезли. Начал подпиливать напильником, но потом повнимательнее осмотрел тормозной барабан и решил, что тому не помешает проточка. Не сказать, чтобы это была обязательная процедура, но при наличии токарного станка, стоило снять буртик и подравнять поверхность.
Сложнее всего оказалось точно установить барабан. В качестве оправки я в итоге использовал запасную ось переднего колеса и с помощью индикатора выставил барабан с биением +-0.05 мм.
Сам барабан проточил довольно быстро. С буртика было снято примерно 0.3 мм (на радиус), с рабочей поверхности 0.15 мм.

После проточки барабан легко надевается на колодки и вращается с минимальным трением. При разжатии колодок тормозится равномерно.
_________________
Вoйна c Укpaинoй, cтpaшная, нeлeпaя и бeздapнaя - caмая пoдлaя, пoзоpнaя и нecпpaведливая вoйнa в иcтopии Pocсии. (c) не мой


Последний раз редактировалось: Hakuna (Чт Сен 29, 2011 6:25 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора Телефон
VP-150
Веселый флудер


Зарегистрирован: Feb 18, 2007
Сообщения: 1331

СообщениеДобавлено: Чт Сен 29, 2011 5:33 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Половинки картера не притирал?

Там возле токарного станка Hakuna-младший(или средний) трётсяSmile. Приобщается?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Телефон
Hakuna
Отец основатель


Зарегистрирован: Jan 17, 2007
Сообщения: 6442
Откуда: Мариуполь

СообщениеДобавлено: Чт Сен 29, 2011 6:24 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Не, не притирал. Даже мысли такой не было. Разъем чистый и прокладка должна со своей функцией справиться.

А на фотке - да, старшенький наблюдает за процессом Smile
Меньшому еще рано - только ползать учится
_________________
Вoйна c Укpaинoй, cтpaшная, нeлeпaя и бeздapнaя - caмая пoдлaя, пoзоpнaя и нecпpaведливая вoйнa в иcтopии Pocсии. (c) не мой
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора Телефон
YAMAYSKIY
Завсегдатай


Зарегистрирован: Dec 05, 2010
Сообщения: 370
Откуда: Тульская обл.,Киреевск

СообщениеДобавлено: Чт Сен 29, 2011 10:52 pm    Заголовок сообщения: ремонт двигателя Ответить с цитатой

А старым дедовским способом - облудить наружную обойму подшипника оловянным припоем не пробовали?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Hakuna
Отец основатель


Зарегистрирован: Jan 17, 2007
Сообщения: 6442
Откуда: Мариуполь

СообщениеДобавлено: Пт Сен 30, 2011 8:33 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Фиксатор лучше. Он не только работает распоркой, но и склеивает поверхности.
К тому же при пайке сильно греется внешняя обойма, что не добавляет металлу прочности.
_________________
Вoйна c Укpaинoй, cтpaшная, нeлeпaя и бeздapнaя - caмая пoдлaя, пoзоpнaя и нecпpaведливая вoйнa в иcтopии Pocсии. (c) не мой
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора Телефон
Dimych
Завсегдатай


Зарегистрирован: Jun 27, 2011
Сообщения: 217
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Окт 01, 2011 9:37 am    Заголовок сообщения: Re: Ремонт двигателя ВП-150 Ответить с цитатой

Очень полезная статья, спасибо. Ждем продоления.

Hakuna писал(а):
поршень еще побегает.


Как это определить? Кроме как измерениями микрометром? И еще на порште царапины продольные, мне не кажется? Это допускается?

Как гнутся накладки колодок? Они что, эластичные?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Hakuna
Отец основатель


Зарегистрирован: Jan 17, 2007
Сообщения: 6442
Откуда: Мариуполь

СообщениеДобавлено: Сб Окт 01, 2011 3:19 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

По поршню заключение делалось без особых оснований. Посмотрел, покачал в цилиндре. Решил, что еще побегает. К тому же есть старое эмпирическое правило, что одна замена поршня идет на две замены колец. Smile

Царапины очень мелкие. На ощупь практически не ощущаются. Скорее всего - это следы подклиниваний в процессе обкатки. Так что допустимо.
Вообще же на поршне могут быть и довольно глубокие царапины. Здесь важно понимать, что поршень в КШМ фактически выполняет роль направляющей. Компрессию дает не он, а кольца. Поэтому обращать внимание нужно не на царапины, а на зазор между поршнем и цилиндром.

Накладки - да, элластичные. Специально искал такие. Нашел у торговца запчастями для Яв. Кстати, при покупке накладки желательно промерить штангелем. У них довольно большой разброс по толщине, так что следует подбирать, чтобы были одинаковые.
_________________
Вoйна c Укpaинoй, cтpaшная, нeлeпaя и бeздapнaя - caмая пoдлaя, пoзоpнaя и нecпpaведливая вoйнa в иcтopии Pocсии. (c) не мой
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора Телефон
VP-150
Веселый флудер


Зарегистрирован: Feb 18, 2007
Сообщения: 1331

СообщениеДобавлено: Сб Окт 01, 2011 4:24 pm    Заголовок сообщения: Re: Ремонт двигателя ВП-150 Ответить с цитатой

Dimych писал(а):
Как это определить? Кроме как измерениями микрометром?

щупом зазор померять, или по скорости падения поршня в цилиндре без колец, обсуждали уже
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Телефон
Tula_vrn
Комплекс неполноценности


Зарегистрирован: May 11, 2010
Сообщения: 1421
Откуда: ВоронЁж

СообщениеДобавлено: Вс Окт 02, 2011 6:59 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Сколько времени ушло на саму работу по переборке двигателя? и в каком состоянии все это в настоящий момент?
_________________
Турист М 1974 г. Матершинник и крамольник.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
YAMAYSKIY
Завсегдатай


Зарегистрирован: Dec 05, 2010
Сообщения: 370
Откуда: Тульская обл.,Киреевск

СообщениеДобавлено: Вс Окт 02, 2011 7:16 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Tula_vrn писал(а):
Сколько времени ушло на саму работу по переборке двигателя? и в каком состоянии все это в настоящий момент?

Володя,привет! Загляни в личку!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
nik
Завсегдатай


Зарегистрирован: Jan 22, 2008
Сообщения: 1004
Откуда: новосибирск

СообщениеДобавлено: Пн Окт 03, 2011 8:01 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

а я в первичный вал поставил иглы от явы,укоротив их.получилось вполне норм,без заеданий и люфтов.
тула врн:у меня на переборку мотора обычно уходит один вечер,если все что надо в наличии.и скутерные моторы по времени столько-же занимают)
_________________
дурная голова рукам покоя не дает.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Hakuna
Отец основатель


Зарегистрирован: Jan 17, 2007
Сообщения: 6442
Откуда: Мариуполь

СообщениеДобавлено: Пн Окт 03, 2011 11:37 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Время подсчитать сложно, так как не так много его уделяется движку, да и вдобавок много уходило на ожидание, простои и т.п.
Движок был разобран еще в середине августа. В настоящее время собран, но еще не поставлен на место. Осталось решить проблему со втулками маятника, заварить глушитель и определиться с генератором.
При наличии всех запчастей и отсутствии колебаний в их выборе действительно реально справиться за вечер-два, однако разбирая старый мотор никогда не узнаешь, что увидишь внутри. Я например никогда бы не предположил такой сильный износ иголок. Видимо их ставили уже б/у. Кроме того некоторое время ушло на доводку, подбор лучшего из нескольких вариантов и т.п. Но об этом будет дальше. Smile
_________________
Вoйна c Укpaинoй, cтpaшная, нeлeпaя и бeздapнaя - caмая пoдлaя, пoзоpнaя и нecпpaведливая вoйнa в иcтopии Pocсии. (c) не мой
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора Телефон
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Советские мотороллеры -> Технические вопросы Часовой пояс: GMT + 2
На страницу 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9  След.
Страница 1 из 9

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group




   Web site powered by PHP-Nuke

Наш сайт - это крупнейшее в мире объединение любителей Советских Мотороллеров. У нас вы найдете бесплатный доступ ко всей технической литературе по мотороллерной тематике, возможность участия в очных и заочных конкурсах реставрированной техники и конечно же помощь в решении любого технического вопроса. Присоединяйтесь, и давайте вместе сохраним нашу историю.

Открытие страницы: 0.03 секунды