Ездить в Крым на автомобиле - это просто. А на мотороллере "Вятка-Электрон" В-150М
с одноцилиндровым двигателем 150 кубиков и 7,5 л.с. слабо? Я такими
поездками (в минимальном варианте 1500 км в оба конца) увлекался почти 10
лет. Все 80-е годы... И до Кавказа через Керченский пролив пару раз добирался, моя самая дальняя точка -
Гагры. А уж в Крыму был на двух колесах в общей сложности 11 раз. Теперь отечественные мотороллеры
практически исчезли с дорог, а б/у японские 50-кубовки конечно легкие,
тихие... но все же это городские машины, да и цена выше крыши. А мой
старый "Электрон" 1976 года выпуска и сейчас занимает почетное
место в гараже, состояние абсолютноисправное, вот только недавно я с
него пыль смахнул... Под его колесами более 50 000 км. Не раз
заменял поршень, цилинлр, коленвал, цепь, покрышки, да и практически все
остальные изнашивающиеся детали. Вот только зажиганием не
приходилось заниматься (кроме свечи и высоковольтного провода).
Впервые примененный на серийной отечественной мототехнике блок
электронного зажигания оказался исключительно надежным и ни разу внимания не потребовал.
За все время дальних странствий не было ни единого случая, когда бы не
устранял возникавшие неисправности своими силами,
причем в течение часа времени. Однажды на обратном пути, в районе
Запорожья, двигатель застучал и заглох. Было уже темно.
Аккумулятора нет, точнее, по штату он полагается, но я его не ставил (система
зажигания работает без него). Вывернул свечу, и при свете фар
встречных автомобилей увидел в ней между электродами кусочек металла.
Решил, что "приехал", но на всякий случай удалил этот кусочек,
завернул свечу и попробовал завести двигатель. Он сразу же
завелся, без проблем довез меня 300км до дому, я нормально эксплуатировал
мотороллер еще месяц, и только потом двигатель отказал (не хотел
работать на оборотах ниже средних). Вскрытие показало - разрушился
сальник коленвала. Тот кусочек был частью обоймы начавшегося
разрушаться сальника, его потоком топливно-воздушной смеси затянуло
в цилиндр, он и стучал там, пока не застрял в свече и тем самым
заглушил мотор... В общем, с живучестью у нас все OK.
Мои поездки разделялись на весенние и летние. В весенних я
ориентировался на гостиницы-кемпинги, в крыму в основном на "Поляну
сказок". А в летних возил с собой палатку, которая вместе с
надувным матрасом и спальником помещалась в рюкзаке. Сам рюкзак
крепился к багажнику мотороллера "пауком", сделаном из резинок
от эспандера. На капоте мотороллера из проволоки были сделаны
крепления: слева - для небольшой канистры с водой, справа - для банки
с маслом, необходимым при каждой заправке духтактного двигателя. А
заправляться приходилось часто - в среднем через 125-150км. Емкость бака у
"Электрона" всего 12л, и чтобы не остаться без бензина, его
приходилось заливать порциями по 5л. Бензин заливал прямо в бак,
добавлял 200мл масла, и покачивая мотороллер, размешивал. Ну и
непременными атрибутами были мотокуртка, шлем, перчатки с
крагами и висящая на крючке приборного щитка "выходная"
сумка, в которой хранились вещи, нужные в процессе езды - ведь для
открывания рюкзака нужно его снять, а это не такая простая операция. В
этой сумке лежал и кусок полиэтилена - при дожде им укрывал
ноги. Замечу, что на мотоцикле выполнить подобную операцию было
бы значительно сложнее - там мешает бензобак, да и сумку вешать некуда.
Еще при дожде сильно помогал ветровой щиток, приспособленный от
мотороллера "Турист". Но он же ограничивал максимальную скорость
до 60-70км/час вместо положенных 80. А однажды при сильном встречном
ветре мне его пришлось временно снять, иначе на высшей 3-й передаче
двигатель вообще не тянул. На случай аварийных ночевок вдали от
цивилизации возил с собой спиртовку, но реально она ни разу не
понадобилась.
Дорога в Крым занимала два дня, но эти дни были не худшими в
жизни. Ездил в основном в светлое время суток. 35 ватт генератора (это
на максимальных оборотах, а на средних хорошо если 20) совершенно
недостаточно для фары, и езда ночью, да еще по нашим дорогам -
смертельный номер. Но было несколько случаев, когда все же
приходилось ехать, да еще в дождь и туман... А так - сплошной кайф.
Скорость 60, сижу на мягком сидении, любуюсь окружающей природой,
правой рукой держу рукоятку газа на руле, а левой достаю из сумки "соломку",
и не спеша ее откусываю (иногда закусывая шоколадом). Водителям и
пассажирам обгоняющих автомобилей это зрелище очень нравилось... Да
еще харьковский номер - обычно подобные моему транспортные
средства за пределы области не выбирались.
А в Крыму можно было без малейшего напряжения поездить по
узким горным и прибрежным дорогам, по улочкам Ялты и Севастополя, и все
это за совершенно ничтожные деньги. Хотя часто приходилось
использовать 1-ю, не было такой горки, на которую я бы не смог
вьехать. Несколько раз штурмовал Ай-Петри, а однажды даже ночевал там в
палатке. Солнце, море, доброжелательное отношение ГАИ...
Что ж, может быть когда-нибудь еще разок повторю свои старые
двухколесные маршруты... Но более вероятно, что продам :( . Не за бесценок, конечно.
Ну а что мотороллеристы-скутеристы нового тысячелетия мне про Крым расскажут?
Небольшая историческая справка:
В-150М серийно выпускался с 1965г. До него (с 57г.) был ВП-150, с круглыми
боками и колесом на вторичном валу коробки (!). И за 13 лет до ВАЗа с 13-милиметровым
крепежом. По-видимому, содрали 1:1 с итальянца... А В-150М - это по шасси
оригинальная разработка, но двигатель тот же, только с
передачей на заднюю ось цепью. На его последней модификации "Электрон"
(73г.) движок форсировали до 7,5 лошадей - вместо прежних 5,5 - и
применили электронное зажигание. Выпуск закончили в 1979г., но
двигатель в запчасти выпускали и позже. У меня, например, сейчас
двигатель выпуска 1982г. Общим для всех моделей была трехступенчатая
коробка с переключением на руле и шестеренчатая передача от
коленвала к коробке. А также аккумулятор, нужный только для
стояночного света, стоп-сигнала и указателей поворотов. И ненужность
(по правилам СССР) техосмотра :) . Но "мотоциклетные" права требовались.
Николай Фаворов
Оригинал страницы, как и множество других интересных материалов по истории советских авто и мото расположен на сайте Сто тысяч дорог позади...