Вот живешь себе, живешь. И вдруг что-то меняется. У меня, например, смена работы повлияла на отношение к транспортным средствам. Конечно, я в детстве мечтал быть (в том числе) и шофером, в юности понимал, что собственный автомобиль - это престижно. Мотоциклы, мотороллеры и мопеды меня мало интересовали. Слишком уж <лихаческим> казалось мне в подростковом возрасте иметь двухколесную технику. Но купить себе машину я не мог долгое время, даже когда закончил университет и устроился на работу. Но однажды произошло то, чего вряд ли бы мог спланировать специально. Меня пригласили на должность редактора автомобильного журнала. И потихоньку возникла идея сделать из какого-нибудь старенького автомобиля рекламу издания. С энтузиазмом приобрел подвернувшийся под руку <горбатый> <Запорожец>. И стал всерьез интересоваться старым советским (и не только) транспортом. В поисках еще одного (<запасного>) <Запорожца> и запчастей натолкнулся на одного военного пенсионера. Надо сказать, действовал я довольно аккуратно, но все равно не очень <просто>: по адресам в телефонном справочнике находил телефоны владельцев машин. Но <гаишная> база стара и полна ляпов. Редко когда мог обнаружить вообще какие-то <концы>. То окажется, что машины уже много лет нет в помине, то владелец давно уж покинул наш мир: А тут - на тебе! Есть <Запорожец>. Его я и приобрел.
Надо сказать, бывший владелец - человек аккуратный. И дотошный, как подобает военному офицеру. Забирать машину пришлось долго: то выяснится, что не все обещанные запчасти собрал, то ключ найти не может. Но в итоге настал день, когда я присутствовал при загрузке <горбика> на эвакуатор.
- Знаешь, - как бы походя обронил старик, - есть у меня еще мотороллер <Вятка>. Старый такой, из первых: Если заинтересует, могу и его тебе продать. Стоит уже много лет в гараже в углу. А когда-то я на ней любил ездить больше, чем на <Запорожце>. И в лес по грибы, и по городу - везде на ней. Когда только купил ее, сам из магазина на ней до Быхова (это в Белоруссии) гнал 200 километров.
Поначалу я на слова не обратил внимания. Машина - ну наконец-то! - переезжает в мой гараж, с ней еще возиться и возиться. А мотороллер? Ну, тарахтелка такая, страшная на вид, что ли? На кой он мне? Я даже не залез за кучу различных вещей, сваленных в конце темного гаража-сайчика. А там пылилась <Вятка>:
Ладно, на первый раз, что называется, <проехали>. Потом я наведывался к Виктору Павловичу (владельцу ЗАЗа и мотороллера) не раз. Либо обнаруженные в закутке гаража запчасти заберу, либо просто завезу дедушке какие-то обещанные бумаги, либо еще что-то: Но еще раз-другой он мне напоминал о <Вятке>. <Странно, что я о ней не слышал, - подумалось мне. - Надо хоть узнать, как она выглядит. Раз владелец говорит, что мотороллеру уже лет так сорок, значит, стоит взглянуть. А вдруг она по стилю подойдет <Запорожцу>?>. И, конечно, я взял в руки толстую <Энциклопедию классических мотоциклов> от издательства <За рулем>. В соответствующем разделе нашел и статейку, посвященную Вятско-Полянскому Машиностроительному заводу. На не самой четкой фотографии красовалась светло-зеленая ВП-150. <Оба-на! А <Вятка>-то - красавица. Забавный <горбик> не столь изящен>, - промелькнуло в башке. А затем родилась шальная мысль - <Надо звонить Виктору Павловичу!>. Я еще даже не знал, куда поставлю мотороллер, каков он в движении, что с ним придется сделать, а уже набирал в спешке телефон знакомого:
Виктор Павлович на вопрос <Не выкинули ли вы мотороллер?> ответил отрицательно. Уф: Значит и предложение продать мотороллер его устроит. Так и вышло. Спустя некоторое время я подъехал к нему. Вхожу во двор дома, подхожу к гаражу, а там: Ну, забегая вперед, скажу, что найденное всегда радует. <Вятка> была покрыта слоем пыли, паутиной. Видно было, что и ржавчина немного попортила ее внешний вид. Но размеры меня удивили. Я поначалу полагал, что мотороллер будет поменьше. Мой брат, купивший себе китайский скутер-<полтинник> давал мне кататься. А это: Это просто <лимузин>! Тяжелый и, тем не менее, изящный при всей свой <широте>.
Договориться с Виктором Павловичем не составило труда.
- Забирай, - произнес он. - Решай сам: починишь мотороллер - будет твой, оформим документы. Не сумеешь - выбрасывай на помойку!
- Э-э, нет, Виктор Павлович! Такие вещи надо ценить, и не отправлю я <Вятку> в металлолом, не сомневайтесь.
Забрать <уже почти мой> мотороллер было сложно. Договорился с приятелем, который работает на микрогрузовике, назначили время для встречи. Жду. Звонок на мобильный: <Паша, я только за ворота выехал, на перекрестке в аварию попал. Ждем ГАИ. А ты на меня, к сожалению, сегодня не рассчитывай>. Понятно - будем искать другой вариант. Нашел человека на микроавтобусе (фургоне). Вместе поехали за <Вяткой>. Вдвоем взгромоздили мотороллер в фургон. Следом залез я, чтобы держать мотороллер руками. Поначалу даже думал, что есть смысл его поставить вертикально. О, как я ошибался! На крутых поворотах водила (молодой парень, курсант) скорость не сбрасывал, зато меня и мотороллер мотало из стороны в сторону. И главное, сказать я ему ничего не мог: он сидел за стеклом и докричаться было невозможно. Пришлось <Вятку> положить на бок, а чтобы не бить <боковину>, подставил ногу. Да-а-а: Отдавила она мне стопу неслабо:
Привезя мотороллер в гараж, я внимательно его рассмотрел, засел за изучение литературы. Вообще-то я и так знал, что механик из меня, мягко говоря, слабенький. И поэтому просто пробовал трудиться над этой <загадочной> на первых порах машиной. В библиотеке прямо в читальном зале отфотографировал книгу Волкова <Ремонт мотороллеров> и занялся разборкой.
Мотороллер, естественно, много лет не ездил. Поставили его <на прикол> из-за того, что пропала искра. Но решено было сделать из <Вятки> <почти новый> мотороллер. В интернете договорился с ордним из продавцов запчастей о том, что он мне продаст новый коленвал и поршневую. Дождался посылки и начал разборку: Двигатель я разукомплектовал, как и все остальное. Однако мой персональный опыт <вяткостроителя> быстро закончился. То времени не было, то умений. <Быстро> - это не значит <сразу>. Процесс шел долго, в течение нескольких месяцев. Выйдешь в гараж на час-полтора, сделаешь что-то по мелочи, и снова пора по делам: А я спешил. Очень хотелось на выставку авто- и моторертро прикатить на <Вятке>. Тем более, что по слухам, ни одного старого мотороллера в приличном состоянии я в городе не знал.
И отдал я двигатель в ремонт человеку, который мне ремонтировал и <Запорожец>, и <Волгу> - Александру Алексеевичу Гунидину. Вышедшему на пенсию автомеханику, мастеру на все руки. Позже ему же отдал и кузов в покраску, благо <горби> из под его руки даже при старом оборудовании вышел отменный. Два дня работы - и двигатель перебран умелыми руками.
- Работать будет! - гарантировал мне он. А раз Алексеич сказал, значит так оно и случится.
Затем, подкопив денег, отдал в покраску и кузов с дисками. Прошло время (неделя или две) и Гунидин привез на своем <Мереседесе>-универсале мои детали. Покрасил, надо сказать, не без изъянов, но в целом - на твердую пятерку. По моей, конечно, шкале оценок.
Сборка всего и вся проходила быстрыми темпами. Каждый вечер (а освобождаюсь я после 22:00) я бежал в гараж, где аккуратно собирал все в единое целое. Самое больное место было в тросах. Я, не будучи серьезно знаком с мототехникой, оставил их <на потом>. А зря. За пару дней до ответственной ретровыставки я залил их маслом (согласно правилам ремонта), но: Работать они так и не стали: движение тросов в оболочках было столь затруднительным, что ни о каких переключениях передач, выжиме сцепления и речи не шло. Двигатель я, кстати, завел, но поехать - как раз по причине отказа тросов - не смог.
На выставку меня довезли знакомые в грузовике. Скатили мотороллер из кузова по доске.
- Ух ты! - сказал кто-то из зрителей. - Это та самая <Вятка>, которая в поселке Космодемьянского, в идеальном состоянии?
Я с гордостью отвечал:
- Нет, это моя <Вятка>, с поселка Северная гора!
И, как выяснилось, любители мотороллеров в нашей области есть. У одного (по его рассказам), тоже есть <беременная>, но в разобранном состоянии. Хотя и <идеальная>.
Одним из последних этапов подготовки <Вятки> стала замена всех тросов (кроме ножного). Уж я повозился! Как проклятый опять трудился ночами, чтобы все было <как надо>. Супруга даже забеспокоилась: <Когда такое было, чтобы ты спать ложился в час ночи или половину второго?>. Но ничего, вскоре я не только завел мотороллер, но даже выбрался <в люди>. Руки <чесались> покататься. Я выкатил <Вятку> из гаража и поехал по ближайшим улицам, хотя одет был как: ну, как обычный механик. Весь в грязи и масле. Чистыми были только руки и штаны. Чтобы не запачкать мотороллер. Дело было осенью и уже в шесть вечера стало темнеть. Но я все-таки поехал. Прокатился по ряду улиц и остановился, когда заглох. Тут же меня окружила компания ребят. Все, конечно, удивились <Вятке>. Слово за слово, разговорились. Один рассказал, как дед его катал на <Тулице>, другой поведал, что отец недавно продал в хорошем состоянии <Электрон>. В общем, нашли темы разговора.
Обратно я доехал окрыленный: мотороллер потрескивает и едет, доставляя мне удовольствие.
Правда, в следующий раз он уже не завелся. Долгие мучения с электрикой (а я в ней очень слабо разбираюсь) показали, что <сдох> конденсатор. Пока он был холодным, можно было надеяться на то, что двигатель застрекочет. Но стоило проработать мотору минуту, как кондёр нагревался и искра пропадала. Поиск необходимо конденсатора затянулся: На базаре мне чего только не говорили мужики <горе-специалисты>. Один даже пообещал такой же конденсатор вынести с <засекреченного завода> за 200 рублей. Потом надо мной долго смеялся один <телевизионщик>: <Обычный москвичевский и запорожский кондёр подойдёт без проблем! И стоит он копейки, и на оборонный завод обращаться не надо>.
Всё! <Вятка> вскоре была готова. Осталось только сидушку обтянуть новой кожей. Правда, попытки использовать дермантин не увенчались успехом. В советские годы <искусственная кожа> для <Вяток> была раза в три толще нынешней. Так что нынешняя обивка мне не понравилась.
Вот, собственно, и вся история. Сделано многое, но не все. И жду, наконец, погоды, чтобы все-таки покататься на ВП-150 по улицам. Выезжая, одену шлем, который мне подарил Виктор Павлович. Синий, с белой полоской по периметру. Забавный, но точно отвечающий стилю ТОЙ ЭПОХИ. Куда бы я с удовольствием попал бы на некоторое время:
Павел Долгачев
Калининград