Лишь тот, кому не раз приходилось мчаться на большой скорости на мотоцикле, способен понять, какое это огромное удовольствие!
Правда, всегда находились скептики, которые говорили: <Хорошо-то, хорошо, но поедешь на мотоцикле и весь будешь в грязи и пыли>.
На это им защитники мотоциклов обычно отвечали: <Ведь можно надеть комбинезон или другой подходящий костюм>. Примерно в такой форме велся спор на протяжении многих лет. А в это время инженеры работали над созданием более совершенной конструкции, которая, обладая достоинствами мотоциклов, не имела бы их недостатков. И вот в послевоенные годы на дорогах ряда стран появились новые транспортные машины - мотороллеры. Они быстро завевали широкую популярность. Только в одной Италии парк мотороллеров сейчас насчитывает более миллиона. Такие фирмы как <Веспа> и <Иноченти> ежегодно их выпускают по 100 000 штук.
В 1957 году к выпуску мотороллеров приступила и наша промышленность. Что представляют собой мотороллеры, какие тенденции наметились в их строительстве? - с такими вопросами часто обращаются читатели в редакцию журнала.
Одноколейная моторная повозка - мотороллер - по внешним формам во многом отличается от мотоцикла.
В ходовой части мотоцикла можно найти много общего с велосипедом, а в ходовой части мотороллера многое напоминает самокаты (роллеры). Если мы называем моторный велосипед мотоциклом, то в равной мере можно назвать моторный самокат (роллер) мотороллером.
Но если по внешним формам мотороллеры не похожи на мотоциклы, то в устройстве отдельных узлов у них много общего; зачастую на некоторых моделях мотороллеров просто применены мотоциклетные агрегаты. Поэтому мотороллеры принято считать одной из разновидностей мотоциклов.
Внизу показан современный мотороллер. Как видно из рисунка, его средняя часть выполнена в виде низко расположенной (примерно в 25 см от уровня дороги) широкой площадки. Двигатель, силовая и задняя передачи, а также бензобак находятся в задней части машины, под седлом, и закрыты обтекаемым кожухом. Такая конструкция позволяет понизить центр тяжести, а тем самым сделать мотороллер более устойчивым и простым в управлении, чем мотоцикл. Одновременно это дало возможность изменить посадку водителя, сделать ее более удобной.
Глубокий щиток, закрывающий переднее колесо, и второй более широкий щиток, расположенный перед водителем, хорошо защищают его от грязи и пыли.
Мотороллеры, как и мотоциклы, имеют следующие группы механизмов: ходовую часть, двигатель, силовую передачу и механизмы управления.
Ходовая часть обычно состоит из несущего кузова (или рамы с кузовом), передней вилки, задней подвески и колес с шинами.
Представителем мотороллеров, имеющих раму, является <Скутмобиль> (рис.1). Рама его изготовлена из легких труб, стыки которых свариваются, а для повышения прочности в отдельных местах усиливаются стальными косынками и полосками. На раме крепятся все детали и механизмы, в том числе и кузов, чаще всего выполняемый из тонких металлических листов (в последнее время применяют для этой цели и легкие пластмассы).
На большинстве мотороллеров рамы отсутствуют, их роль выполняют несущие кузова, которые одновременно служат и рамою, и кузовом. Как правило, они изготовляются штамповкой из листовой стали; причем отдельные места усиливаются ребрами жесткости. Несмотря на то, что несущий кузов легче, чем рама с кузовом, он имеет относительно большую прочность.
Передние вилки на мотороллерах применяются двух типов: телескопические и рычажные. Последние делаются с консольным креплением переднего колеса, что облегчает его снятие. (К нижнему наконечнику пера вилки шарнирно крепится рычаг, а к нему - консольная ось переднего колеса).
Для смягчения толчков в вилке используются пружины или резиновые шайбы, а для поглощения резких колебаний - гидравлические амортизаторы.
Задняя подвеска осуществляет связь заднего колеса с рамой или несущим кузовом. На современных мотороллерах она встречается двух типов: жесткая и упругая.
Большинство мотороллеров имеет упругую подвеску, состоящую из рычага и пружины или торсионного валика; иногда (очень редко) в качестве упругого элемента применяют резиновые шайбы. Рычаг подвески своим передним концом шарнирно соединен с рамой или несущим кузовом, а на другом его конце установлено колесо. Пружина, смягчающая толчки, помещается между задним концом рычага и верхней частью несущего кузова или рамы.
В случае применения торсионной задней подвески (рис.2) один конец торсионного валика закрепляется в передней части рычага, а другой укреплен к раме или несущему кузову. При наезде на неровность, когда колесо перемещается вверх, валик закручивается, обеспечивая тем самым эластичную связь колеса с кузовом.
Для гашения колебаний кузова, возникающих при мягкой подвеске, вводятся амортизаторы. Их устройство и принцип действия аналогичны устанавливаемым на мотоциклах.
Колеса мотороллеров по своему устройству являются самыми различными - от обычных мотоциклетных до специальных, состоящих из сплошного диска и обода. Например, фирма <Дайтон> (Англия) для мотороллеров <Альбатрос> изготовляет разборные колеса, состоящие из двух штампованных дисков. Фирма <Цюндапп> (ФРГ) устанавливает на мотороллерах <Белла> литые колеса из легких сплавов.
Размер колеса также весьма разнообразен - от 19 дюймов на <Скутмобиле> до 8 дюймов на мотороллерах <Веспа>, <Руми>. Минимальный профиль шин - 2,75 дюйма (<Аэр-Маки>), наибольший - 4 дюйма (<Ламбретта> и др.).
Конструкции ходовой части обусловливают установку двигателя и силовой передачи сзади, под седлом. Подобное расположение, увеличивая свободную площадь в передней части мотороллера, позволяя выполнить мотороллер более обтекаемым и вместе с тем удобным для посадки водителя, требует одновременно некоторого усложнения конструкции. В частности, возникла необходимость в принудительном охлаждении двигателя; несколько усложнился, по сравнению с мотоциклетным, привод органов управления агрегатами мотороллера.
Крепление двигателя и механизмов силовой передачи осуществляется либо на подвижных деталях задней подвески (<Вятка>, <Веспа>), либо непосредственно на несущем кузове или раме (<Ламбретта>, <Парилла>). В последнем случае уменьшается масса неподрессоренных частей и ослабляется сила ударов колес о неровности дороги.
Двигатели мотороллеров по своему устройству аналогичны мотоциклетным, хотя и имеют некоторые особенности. На современных мотороллерах получили широкое распространение двухтактные двигатели с рабочим объемом от 125 до 200 куб.см. Очень редко встречаются двигатели с меньшим или, наоборот, большим рабочим объемом, а также мотороллеры с четырехтактным двигателем.
Большинство двигателей имеет принудительное воздушное охлаждение. Применяются в основном две схемы - эжекционная и с использованием вентилятора (<Вятка>, <Тула>, <Веспа> и др.).
Принцип действия эжекционного воздушного охлаждения состоит в следующем. Выходящие с большой скоростью из двигателя отработавшие газы создают разряжение в отводном канале воздушной рубашки, в которую заключен цилиндр двигателя. Это обеспечивается тем, что в отводной канал выводится труба из выпускного патрубка двигателя. В результате скорость поступающего в рубашку свежего воздуха увеличивается и цилиндр охлаждается более эффективно. Преимущество этого способа охлаждения состоит в том, что оно не требует затрат мощности двигателя.
Охлаждение вентилятором показано на рис. 3. Воздушный поток поступает к цилиндру двигателя от вентилятора, установленного на маховике.
Кроме того, есть еще мотороллеры (<Мобискутер>), у которых двигатели имеют обычную мотоциклетную схему охлаждения - встречным потоком воздуха.
Бензобак мотороллера расположен над двигателем и силовой передачей, под откидным седлом.
Сцепление и коробка передач мало отличаются от мотоциклетных.
Задняя передача на ведущее колесо мотороллеров может осуществляться цепью, карданным валом или непосредственно вторичным валиком.
Передачу от вторичного валика имеют, например, мотороллеры <Вятка> и <Веспа>. У них вращающее усилие от коленчатого вала двигателя передается через сцепление на первичный вал коробки передач, а от него, как обычно в мотоциклах, на шестерни вторичного вала, который одновременно является осью ведущего колеса. Принцип устройства цепных (рис. 4) и карданных передач аналогичен мотоциклетным. С целью предохранения цепной передачи от воздействия пыли и грязи ведущие и ведомые звездочки заключены в картера, а цепь - в гофрированные кожухи, изготовленные из маслостойкой резины.
Переключение передач в мотороллерах осуществляется вращающимися рукоятками, ножными педалями или автоматически.
На большинстве мотороллеров применяются вращающиеся рукоятки, расположенные, как правило, с левой стороны руля. Педаль ножного переключения находится обычно под носком левой ноги водителя.
На некоторых мотороллерах применяется автоматическое переключение передач. Очень интересная и простая автоматическая бесступенчатая коробка передач устанавливается на мотороллере <Хаббу>. Она состоит из клиновидного ремня, раздвижных шкивов и центробежного устройства. Вначале, при пуске двигателя, как видно из рис. 5, ремень на правом шкиве расположен по минимальной окружности, а на левом шкиве - по максимальной окружности. Следовательно, в этот момент происходит передача усилия с максимальным передаточным числом. С ростом оборотов центробежное устройство сожмет диски правого шкива и клиновидный ремень займет положение по окружности с большим диаметром, а на левом шкиве наоборот. Таким образом, повышается передаточное число и повышается скорость.
Расположение и принцип действия рычагов сцепления, тормозов, вращающихся рукояток привода, дроссельных золотников и т.д. у мотороллеров по существу аналогичны мотоциклетным.
Электрооборудование. Особенность его заключается в том, что на мотороллерах чаще всего устанавливается маховичное магдино (магнето и генератор, объединенные в одном агрегате), а также генераторы переменного тока.
Для пуска двигателей, помимо обычных мотоциклетных пусковых механизмов, часто применяются электростартеры и диностартеры. Диностартер представляет собой агрегат, который вырабатывает электрический ток, работая как генератор, а при пуске двигателя используется как электростартер.
В заключение следует подчеркнуть, что удачная общая компоновка мотороллеров позволяет широко их использовать для разных целей. С помощью специального прицепа, например, мотороллер способен перевозить 200-500 кг груза.
Скоро на наших дорогах, на улицах городов и сел появятся отечественные мотороллеры - <Вятка-150>, <Тула-200> и тогда советские люди смогут по достоинству оценить этот новый, простой и удобный вид транспорта.