Вятско-полянским машиностроительным заводом в содружестве с Центральным конструкторско-экспериментальным бюро мотоциклостроения создана конструкция нового советского мотороллера "Вятка", модель ВП-150, производство которого начинается в скором времени.
До сих пор наша промышленность не выпускала мотороллеры. Поэтому организацию их производства в первом же году очередной пятилетки нельзя не расценивать как достижение советского мотоциклостроения.
Мотороллеры просты по конструкции, легки в управлении и имеют перед мотоциклами ряд существенных преимуществ. Двигатель у них, а также силовая передача, расположены под сиденьем водителя и закрыты обтекаемым кожухом. Благодаря глубоким щиткам, которыми защищены оба колеса, и переднему щиту, на водителя и пассажира совершенно не попадает дорожная грязь.
На мотороллере "Вятка" установлен двухтактный двигатель; его чугунный, хорошо оребренный цилиндр с алюминиевой головкой, имеющей полусферическую камеру сгорания, прикреплен к картеру тремя анкерными шпильками. Диаметр цилиндра 57 мм, ход поршня 58 мм, рабочий объем - 148 куб.см. Охлаждение двигателя - воздушное, принудительное, за счет вентилятора, крыльчатка которго находится на маховике, насаженном на правой шейке коленчатого вала. Воздушный поток направляется кожухом.
Источником тока для системы зажигания рабочей смеси в двигателе и освещения (кроме стояночного света) является оригинальная комбинация магнето и генератора переменного тока (магдино). Лампы стояночного света получают заряд от аккумуляторной батареи 3МТ-11 (емкостью 11 а.ч.), зарядка которой производится от генератора переменного тока через селеновый выпрямитель. Электросигнал - вибрационного типа; он также работает на переменном токе.
В одном агрегате с двигателем выполнена силовая передача. Крутящий момент передается от двигателя через многодисковое сцепление, работающее в масле, на первичный вал трехступенчатой коробки передач, шестерни первичного вала которой имеют бесшумное зацепление; вторичный вал коробки передач одновременно является осью ведущего заднего колеса. В четырех продольных пазах пустотелого конца вторичного вала и пазах шестерен I, II и III передач, свободно вращающихся на вторичном валу, передвигается крестовина, связанная с механизмом переключения передач. При ее помощи происходит жесткое соединение шестерен со вторичным валом.
Переключение передач - ручное, осуществляется оно посредством поворота левой рукоятки руля.
Весь силовой агрегат укреплен на рычаге задней подвески, который, в свою очередь, шарнирно крепится к кузову мотороллера. Амортизация рычага задней подвески осуществляется эластичной пружиной и гидравлическим амортизатором.
Одной из положительных сторон мотороллера является применение взаимозаменяемых дисковых колес, укрепленных консольно, как в передней вилке, так и в рычаге задней подвески; благодаря этому значительно облегчается монтаж и демонтаж колес. Шины - 4,00-10.
Подвеска колес рычажного типа обеспечивает высокую плавность хода мотороллера. Он очень легко, без резких толчков идет по проселочным дорогам. Величина перемещения колес от крайнего нижнего до крайнего верхнего положения составляет 100 мм.
Тормоза колес - колодочные, приводятся они в действие нажатием на ножную педаль (задний) и на рычаг с правой стороны руля (передний тормоз).
Руль совместно с фарой отлит из алюминиевого сплава и несет на себе механизмы управления.
Кузов мотороллера цельносварной, имеет в средней части П-образный усилитель, внутри которого проходит вся схема тросов управления и провода электрооборудования. Непосредственно на кузове установлен вместительный багажник обтекаемой формы. Имеется также съемная багажная решетка, кронштейн для крепления запасного колеса и ветровой щиток.
Мотороллер "Вятка" прост и удобен в эксплуатации. Сравнительно небольшой по размерам, легкий, маневренный и быстроходный, он пригоден как для служебных целей, так для туризма и спорта.