Пробег Мариуполь - Вятские Поляны на мотороллере Вятка. 2017 год.
Часть 3
Читать часть 2
Татарстан, Казань
Незадолго до выезда из Ульяновской области местные полицейские чуть ли не наперерез бросились, останавливая Вятку, и долго проверяли документы. Поэтому, когда в Буинске мне махнули полосатой палочкой, я тут же полез за документами, памятуя предупреждения о принципиальности и строгости татарских ГАИшников. Каково же было удивление, когда услышал веселое «Не нужно, не доставайте. Мы просто посмотреть хотим». Естественно, рассказал о пробеге, о Вятках, о сайте. Даже сфотографировался с ними на прощанье.
Хотя Вятские Поляны расположены совсем рядом, большинство, как и в других регионах, и слыхом не слыхивало о том, что где-то здесь когда-то производились мотороллеры. Ну а реакцию на наш пробег можно разделить на два типа. Первый: «Ух-ты, молодцы, удачи». Второй: «Да на кой оно вам надо, переться в такую даль». Только однажды довелось встретить человека, который, похоже, действительно неплохо знал, что такое Вятка. Во всяком случае, поинтересоваться, родной ли поршень стоит в моем двигателе, мог только тот, кто сам столкнулся с дефицитностью и уникальностью оригинального поршня с дефлектором. А ведь еще лет десять назад мотороллеры знали и помнили гораздо лучше.
«Мне для отдыха души подошли бы Тетюши…»
Становится понятно, почему мы так радовались встрече с одноклубниками, которая произошла перед очередным мостом через Волгу, на подъездах к Казани (пересечение с М-7). В условленном месте нас поджидали Антон из Нижнего Новгорода и Василий, приехавший вместе со своей девушкой Линарой из Йошкар-Олы. Оба экипажа пока еще были на машинах, а Вятки стояли в кузове.
Групповой портрет транспортных средств
Было всего два часа дня, поэтому, прежде всего, решили отдохнуть и перекусить. По пути Антон с Василием приметили съезд к пляжу на берегу Волги. Правда, чтобы добраться до него, не нарушая правил, нужно было сначала переехать по мосту на ту сторону, развернуться, и приехать обратно. В результате, в этот день по одному и тому же мосту пришлось прокатиться целых три раза.
Нужно отдать дань профессионализму и наметанному глазу коллег. Место они нашли отличное. Чистая вода, хороший пляж, немного народу. Что еще нужно, чтобы отдохнуть после недельной гонки.
Со всеми участниками пробега, кроме Линары, я уже был знаком. Но если с Антоном в свое время довелось встретиться лично (в 2013 году в Туле), то Василия знал лишь по форуму, где он запомнился, в частности, историей тяжбы со страховой компании, от которой среди прочего требовал возмещение за пострадавшие в аварии тапки. На деле это оказался замечательный, веселый и общительный человек, без какого либо следа занудства.
Три охотника
Тут же выкатили его Вятку, чтобы съездить на ней в магазин (уже не помню за чем). Вятка поначалу категорически отказывалась заводиться, но потом общими усилиями все-таки нашли к ней подход. Однако стало понятно, что завтра нужно будет выезжать пораньше, поскольку в 12 нас уже будут ждать возле завода и нужно иметь запас времени на всякие непредвиденные задержки.
Встал вопрос о ночлеге. Антон с Василием предпочли ночевку в машинах на стоянке дальнобойщиков. Нам же с Виталием хотелось отдохнуть и выспаться в более комфортной обстановке. Кроме того, хотелось посмотреть Казань, ибо когда еще меня занесет в эти края.
В Казани нас обещал встретить Айрат – коллега по клубу, в свое время сделавший интересный вариант Вятки, с широким применением импортных комплектующих и хромированием множества деталей. Конечно, очень хотелось посмотреть её вживую, а не на фотографиях. К сожалению, произошла накладка. Айрат ожидал нашего приезда на следующий день – в субботу, а в пятницу уезжал по делам за город и освободиться не мог. Тем не менее, он нашел и снял нам номер в небольшой гостинице, куда мы с Виталием и направились, следуя, как обычно за стрелочкой в навигаторе. Предварительно, естественно, подробно обговорили с товарищами время и место старта в Вятские Поляны.
К этому времени я уже несколько привык к езде в крупных городах и мог уделять внимание не только навигатору/дороге/белому Фиату в зеркале, но и смотреть по сторонам. Поэтому честно могу сказать, что Казань стоит того, чтобы задержаться в ней подольше. А значит, есть причина вернуться сюда еще. К сожалению, в этот раз знакомство ограничилось проездом через город и ночной экскурсией в центр к казанскому Кремлю, которую устроил на своей машине неутомимый Василий, за что ему отдельная благодарность.
Итак, наконец, наступил день, назначенный для приезда в Вятские Поляны. Старт был назначен с окружной, в 7 утра, поэтому подъем опять был ранним. Пока коллеги устраивали для дальнобойщиков шоу «матрешка», извлекая мотороллеры на свет божий, я будил окрестные кварталы, пытаясь докричаться до сторожа, которому вчера вечером сдал Вятку.
На встречу, мы с Виталием немного опоздали. Моя вина – слишком доверился навигатору, а тот проложил дорогу по своему разумению, а не там, где собирались ехать мы. В результате пришлось проехать лишних километров 20.
Вместе весело нам ехать в Вятские Поляны
В условленном месте еще издалека была заметна троица мотороллеров, нагруженных вещами и готовых пройти финальный этап пробега. Третьим был единственный представитель тульского племени – мотороллер Турист, под управлением Альберта из Казани. Фиат Виталия оказался настоящим подарком нашей маленькой группе. Чтобы облегчить жизнь, габаритные вещи перегрузили ему в кузов и дальше ехали более-менее налегке. Тем временем я укрепил на свою Вятку флагшток с клубным флагом, что придало нашему сборищу более официальный вид.
Где-то в половине восьмого стартовали. На дороге наша группа явно выделялась, поэтому проезжавшие водители приветственно сигналили, моргали, махали руками. Было здорово.
Небольшая задержка произошла, когда после очередного перекура не смогли завести мотороллер Василия. Мотор Вятки упрямо не желал схватывать ни от кик-стартера, ни от попыток завести его с ходу. Предположив знакомую болезнь старых генераторов, связанную с ослаблением магнитов от долгого стояния, предложил свечу из своих запасов, с боковым электродом в виде ласточкиного хвоста. Мотороллер завелся и поехал, но двух человек ему было явно тяжело тянуть, так что Линара в итоге пересела в кабину Фиата и взяла на себя роль фоторепортера.
Долго ехать плотной колонной мы не смогли. Навыков не было, да и крейсерская скорость у всех участников оказалась разной. Быстрее всех ехал Турист Альберта. Давала о себе знать вдвое большая мощность двигателя.
Следующим по скорости был мотороллер Антона. Имея возможность выбора, он собрал эту Вятку из лучших запчастей и получил закономерный результат.
Моя Вятка отличалась тем, что заводилась всегда с одного движения кик-стартера, но по скорости была лишь третьей, что меня весьма удивило. Более того, к финишу пробега заметно вырос расход топлива и стали появляться признаки богатой смеси. Впрочем, крейсерские 55 км/ч мотороллер держал, и я предпочел не лезть в систему питания. Поэтому причину – забитый пылью южных дорог воздушный фильтр – обнаружил лишь вернувшись домой. После замены фильтрующего элемента на новый и более продуктивный, максимальная скорость сразу выросла на 10 км/ч.
Василий пока что ехал медленнее всех, но компенсировал недостаток скорости лихим прохождением немногочисленных неровных участков. Правда, при отличном качестве асфальта, здесь, похоже, сэкономили на указателях, и без навигатора/карты заблудиться было довольно легко. Вариантов проезда тоже было много, и в итоге Виталий поехал в Поляны по одной дороге, а мы – по другой. Впрочем, здесь это было уже не опасно, поскольку место встречи изменить нельзя.
Уже на берегу Вятки Вятке Василия подстроили зажигание, после чего она даже груженная побежала быстрее всех.
На татарских дорогах понравились две новации. Первая – лежачие полицейские, которые здесь делают не узкими горбиками, а в виде широкой, метра три, полосы. Скорость на таком всё-равно приходится снижать примерно до 40 км/ч, но урон подвеске гораздо меньше, да и случайный заезд на большой скорости не грозит потерей управляемости. Вторая – картонные фигурки детей возле пешеходных переходов.
Все они сделаны разными, так что взгляд не привыкает к одной и той же фотографии, и, завидев ребенка возле дороги, водитель инстинктивно сразу притормаживает.
Общая скорость нашей группы оказалась вполне достаточной, чтобы к половине двенадцатого очутиться возле стелы с заветным названием – «Вятские Поляны». Пока располагались для общей фотографии, подъехал местный дядька на старых Карпатах с двигателем Симсон, который здесь выпускали по лицензии еще лет 15 назад. Стало понятно, что мы прибыли.
Ощущения от того, что цель достигнута не передать. Хотелось прыгать, кричать. Усталость от недельного пробега как рукой сняло. Плотной колонной, с развернутым флагом под бибиканье проезжавших машин, поехали в центр города, где располагались здания заводоуправления и дворца культуры.
Вятские Поляны
Вятские Поляны. Город, куда мы стремились. Город, который для нас раньше был связан только с мотороллерами. И этот город принял нас очень тепло. Речь, конечно, не только о жаре, которая наступила почти одновременно с нашим приездом. Во всем чувствовалась хорошая, почти родная атмосфера. Видно, что Вятичи и гордятся своей историей и переживают за будущее города, которое, к сожалению, тесно связано с бедственным положением завода Молот.
В этом месте хочется еще раз от всей души поблагодарить людей, благодаря которым впечатления от Вятских Полян стали именно такими. Кировчане Евгений Катаев (реставратор и активный участник нашего клуба) и Евгений Пятунин (президент Вятского ретроклуба) взяли на себя основную часть хлопот по поводу встречи.
Замечательную экскурсию по краеведческому музею и музею Шпагина провела Ирина Чижикова. Видно, что это человек, действительно любящий свое дело.
Ну а что касается музея завода Молот, то просто замечательно, что уникальные экспонаты истории, вроде мототакси на базе ВП-150 продолжают храниться несмотря ни на что. И конечно спасибо начальнику отдела административно-социальной работы завода Молот Елене Селезневой за то, что она выступила в роли экскурсовода.
Кстати, одним из ярких впечатлений стало то, как легко все эти женщины обращаются с основной продукцией завода – оружием. А ведь настоящий ППШ – довольно тяжелый автомат, в чем все участники пробега могли убедиться лично в тире, организованном возле музея Шпагина.
Между прочим, по количеству музеев на душу населения, Вятские Поляны опережают Москву и даже Санкт-Петербург. Здесь их четыре. На тридцать две тысячи жителей. Кроме тех, которые мы посетили, есть еще музей шляп, где собраны головные уборы со всего мира. Буквально через неделю после нашего отъезда этот музей проводил большой фестиваль, но мы, к сожалению, туда не попали.
Полное и достоверное освещение нашего пробега в прессе – это заслуга корреспондента газеты Вятско-Полянская правда и члена союза журналистов России – Екатерины Окуловой, переписка с которой продолжается до сих пор.
Ночь с субботы на воскресенье провели на берегу Вятки, приведя туда свои «Вятки». В этом очень помог инспектор ГИБДД Александр Линок. Днем он водил нашу колонну по улицам Вятских Полян, а вечером пожертвовал своим личным временем и показал нам подходящее для отдыха место. Вятка оказалась рекой довольно быстрой и глубокой. Также очень впечатлили комары, живущие по её берегам. Во всяком случае, утренний поход «в кусты» здесь занимал рекордно короткое время.
Возвращаясь в город, встретили одного из немногих владельцев Вяток в Вятских Полянах – Анатолия Тюрина, который как раз ехал, чтобы встретиться с клубом. Как и полагается человеку, близко знакомому с заводом-производителем, тот установил на свою Вятку несколько уникальных запчастей, выпускавшихся только для мотороллеров экспортного исполнения, чем вызвал лютую зависть всех присутствующих.
В городе несколько раз останавливались. То в магазин зайти, то фотографию сделать. И каждый раз подходили люди, заговаривали о мотороллерах. Вспоминали, как сами работали на заводе, или были с ним связаны. Очень жаль, что эта страница истории Вятских Полян уходит в прошлое. Мотороллер действительно долгое время был символом города. Мирным символом, под которым его знали не только в Союзе, но и далеко за его пределами.
...и обратно
Формально пробег завершился передачей клубного флага с автографами его участников музею завода Молот. Но всем нам предстояло еще вернуться домой. Сначала Виталий предлагал остаться в Вятских Полянах еще на денек и немного отдохнуть, но потом решил, что нам лучше ехать со всеми до Казани и на следующий день хоть немного посмотреть город.
Около полудня, прогулявшись напоследок по набережной и попрощавшись с Вяткой и гостеприимными Вятскими Полянами, бросив последний взгляд на завод Молот мы направились в обратный путь.
Километров за 30 до Казани моя Вятка закапризничала. Подвел трос сцепления, который начал перетираться возле рычага выключения и подклинивать в оболочке. В результате начал усиленно изнашиваться шток выжима, передачи переключались с трудом, и в любой момент можно было ожидать, что трос совсем разорвется.
Ремонт был несложный, все запчасти имелись, но на это нужно было время, а уже темнело. И тут Василий предложил неожиданное решение – загрузить Вятку в его машину и ехать в Йошкар-Олу, где у его отца есть дом, гараж и хорошая мастерская, вплоть до наличия токарного станка. Работать в мастерской, намного приятнее, чем в поле, но главным аргументом в моих глазах стало то, что дом – деревянный сруб, а во дворе будет ждать натопленная баня. Против такого возражать было невозможно.
Наступил момент расставанья. Наша небольшая компания разъезжается по своим делам и как всегда в таких случаях становится немного грустно.
Всем участникам пробега были вручены дипломы, после чего оные участники на руках внесли Вятку в кузов Мерседеса, где я и провел следующие 120 км, придерживая её на ухабах и поворотах.
Часть 4
Дата публикации: 21/02/2019 Прочитано: 1092 раз Дополнительно на данную тему:
Крым и "Вятка": поход на юг (из прошлого).
Славное мотороллерное прошлое
От Перми до Екатеринбурга и обратно
6500 километров на Туле
9000 км на мотороллере Электрон
Крым-не-наш. Часть 1.
Крым-не-наш. Часть 2.
В поисках провинции.
Точки на карте - 1
Точки на карте - 2
|