Пробег Мариуполь - Вятские Поляны на мотороллере Вятка. 2017 год.
Часть 2
Читать часть 1
Неожиданный Камышин
По обочинам торговали арбузами. Чернявые продавцы, взглянув на украинский номер, долго удивлялись, каким ветром меня сюда занесло и выбрали самый спелый арбуз. Правда, съесть его довелось только через день, но не суть важно.
Около двух часов остановились на обед. Снова попытались найти путь к воде, но, похоже, что пляжи здесь отсутствуют как класс. Неужели сельская ребятня, живя возле Волги не ходит к ней купаться?! В итоге, покрутившись и так и этак, удовлетворились местом в посадке, с видом на реку.
Стоит, наверное, остановиться на том, как у нас проходили обеденные перерывы. Вообще-то обычно в дороге я стараюсь полноценно поесть завтрак и ужин. Днем не хочется терять драгоценное время, поэтому просто перехватываю что-то по пути. Виталий поначалу придерживался другого подхода. Мы располагались основательно. Разводился примус, на котором готовилась каша, и кипятился чайник. После такого обеда сразу трогаться в путь совсем не хочется, поэтому в общей сложности подобные остановки отнимали полтора-два часа, а дневной пробег ощутимо сокращался. Поэтому позже мы все-таки перешли к более привычному мне формату.
Стоянка в районе Цимлянского водохранилища
Вообще, любая длительная поездка с новым человеком – это, прежде всего, притирка характеров. И мне и, уверен, Виталию, не раз и не два хотелось всё бросить и поехать дальше самостоятельно. Будь мы помоложе, да поглупее, так бы, наверное, и случилось. А два достаточно взрослых человека понимали, что напарник тоже имеет свои привычки, цели, предпочтения и систему ценностей. Поэтому серьезных размолвок за весь путь не возникло ни разу.
Тем временем мы продолжали двигаться вверх по Волге. Правда, ощущалось это лишь как легкий подъем дороги в течение всего пути. Перешли на очередной лист атласа, начали прикидывать, что сегодня сможем попасть к месту приземления Гагарина и там заночевать. Но не срослось. Подвел маленький кусочек дороги, который на карте занимает всего несколько миллиметров и пересекает голубое поле воды чуть выше села Бережновка. Судя по карте, там должна быть дамба, или мост. На практике, выскочив на берег, мы не обнаружили ничего. Я, впрочем, и не удивился. Километров за 20-25 до этого о том, что дороги дальше нет, меня предупредил местный дядька, увидев мои номера. Только вот Виталий на тот момент ехал впереди и догнать его, разумеется, не вышло.
Как оказалось, в этом месте через разлившуюся после затопления водохранилища речку Еруслан должен ходить паром. Обычно летом так и бывает. Но в этот год случился неурожай арбузов и поток основных клиентов – фур – крайне невелик. Паром частный (!!!), поэтому переправу разобрали, под предлогом ремонта (в середине лета!!!). Что интересно, еще в советское время здесь начинали строить мост. Поставили бетонный завод, даже начали заливать опоры. Но после развала СССР мост оказался никому не нужен.
Вариантов для дальнейшего пути было два. Либо объезжать через Палласовку, что означало крюк почти 250 км. Либо вернуться в Новониколаевск, переправиться паромом в Камышин и дальше ехать по правому берегу Волги. Крюк в этом случае был бы поменьше, но неизвестно, попадем ли мы сегодня на паром.
Пока обсуждали, куда податься, подъехал рыбак на УАЗике и рассказал про третий вариант – проехать в объезд залива. Путь объезда при этом сокращался до 100 км, но 80 из них пришлось бы на грунтовки. Я тут же ухватился за третий вариант, но Виталий после дорог Цимлянского водохранилища, когда пыль пришлось выметать из всех щелей, о грунтовках и слышать не хотел. Делать большой крюк никто не хотел, поэтому пришлось выбрать второй вариант с паромом. Забегая вперед, могу сказать, что по расстоянию мы почти не выиграли, а по времени, пожалуй, даже проиграли, но зато выбранная дорога оказалась интересней.
До парома нужно было ехать километров 40. Как нам сказали, последний отходил часов в семь. Времени было в обрез, так что пришлось открутить ручку газа и лететь на максимальных своих 60 км/ч. В спешке забыл включить фару, за что и был остановлен экипажем ДПС. Полицейский оказался человеком, вошел в положение, предупредил на будущее и отпустил с миром.
К переправе мы подкатили без десяти минут семь и застали там приличную очередь. Выяснилось, что паром ушел сравнительно недавно, загрузившись полностью, но обещал вернуться. Потом с того берега уточнили, что вернуться, если там наберется хотя бы 5 машин для переправы. Потом сказали, что сегодня парома уже не будет, но будет завтра, часа в четыре.
Договорившись с ближайшими соседями в очереди, отправились искать место ночлега. Поскольку уже стемнело, да и подъем предстоял ранний, с выбором сильно не привередничали и остановились в посадке на первой подходящей полянке. Видимо полянка пользовалась популярностью, поскольку земля была утрамбована до такой степени, что стальные колышки палатки гнулись и не желали входить в неё. Пришлось сверлить дырки в земле отверткой.
Отключились около полуночи. А уже в три часа ночи будильник объявил подъем. К четырем уже были у переправы. Надо сказать, что ехать на мотороллере в такую рань было весьма прохладно, и по приезду я с удовольствием забрался в кабину Фиата. Парома не было, поэтому образовалось некоторое количество свободного времени. Пользуясь тем, что мобильная связь была неплохая, а скорость интернета просто отличная, закачал в телефон/навигатор карты всех областей, которые нам предстояло проехать в дальнейшем.
Виталий решил потратить время ожидания на то, чтобы дополнить короткий ночной сон. Мне же не спалось и захватив фотоаппарат я пошел бродить по окрестностям.
Прямо перед нами в очереди стояла Газель-фургон, доверху набитая свежим перцем. Вроде – Газель, как Газель. Но такая чистая и ухоженная, что чувствовалось – для своего хозяина это и кормилица и дом родной.
Первой в очереди стояла легковушка. Ехавшая в ней женщина еще вчера запомнилась по адресованной мужу фразе: «и червей захвати – порыбачу». Поэтому совершенно не удивился, застав её с удочкой в руке. Разговорились про паром. Выяснилось, что эта переправа тоже частная и хозяевам невыгодно было гонять пустую платформу с того берега. Ранним утром желающих перебраться сюда тоже не было, так что теперь нужно ждать семи часов. Она же в свою очередь с удивлением узнала, что переправа через Еруслан не работает. В общем, информационному обеспечению здесь еще явно далеко до идеала.
Прогулявшись по берегу, обнаружил неподалеку от переправы остатки старой пристани и лежащую на дне баржу, тоже явно отслужившую свой век. Тишайшее и спокойнейшее место, где хорошо просто сидеть на камнях, слушать плеск воды и никуда не спешить.
Тем временем на реке показались мачты парома и идиллия закончилась. Пришлось возвращаться к машине, будить Виталия и продолжать наш пробег.
На пароме я оказался второй раз в жизни. Предыдущий случился восемь лет назад при переправе через Керченский пролив. Тоже на Вятке. Надо сказать – оба раза было интересно.
Переправа в Камышин длилась с полчаса. За это время мы разговорились с мужчиной, явно местным жителем, который рассказал историю города, попутно обращая внимание на достопримечательности, мимо которых мы проплывали. После этого залитый утренним солнцем чистый, зеленый и уютный Камышин просто не мог не понравится.
Саратов – место приземления Гагарина - Балаково
Выехав на правобережную трассу Р-228, мы сразу почувствовали разницу со вчерашней дорогой. Вместо ровной, как стол, степи, начались постоянные подъемы и спуски, а вместо полупустой дороги – мощный поток транспорта в обе стороны. Но деваться было уже некуда, тем более что на этот день были грандиозные планы – доехать до Балаково и попутно посетить мемориальный комплекс на месте приземления Ю. А. Гагарина.
Ввиду всего перечисленного, мы почти без перерыва проехали по трассе около 150 км и остановились только в населенном пункте с почти родным названием Луганское, когда пришла пора подкормить Фиата, а заодно и самим подзаправиться.
Заправка оказалась оснащена «аутентичными винтажными» колонками 80-х годов, но была настолько ухоженной и опрятной, что сразу стало понятно – для хозяев это и бизнес и дом родной.
Таким же аккуратным оказался и поселок. Цены в магазине были невысокие, а продавщица в ответ на нашу просьбу подробно объяснила, где здесь можно расположиться на привал. В результате мы выехали на берег небольшого ставка. За обрывом плескалась вода, и слышно было, как резвится местная ребятня. Вот так и получилось, что проехав Азовское море, Цимлянское водохранилище, Дон и Волгу, первый раз в этой поездке искупались мы только в безымянном ставке в километре от трассы. Впрочем – какая разница, если водичка оказалась отличной, а берег чистый и не топкий.
После купания ехать стало веселее. К двум часам дня приехали в Саратов. На въезде большой плакат информировал водителей о том, что некий «старый мост» ремонтируется, а все движение осуществляется через «новый мост». Прикинув по карте, выяснили, что это означает крюк 50 км, что автоматически лишало нас возможности достичь поставленных на сегодня целей. В то же время навигатор бодро прокладывал маршрут через тот самый «закрытый на ремонт» мост. И мы решили ему довериться, тем более что с подобного рода приемами дорожников я уже был знаком ранее.
Въехав в Саратов, поняли, почему так стараются разгрузить его дороги. Город, который раньше ассоциировался у меня, прежде всего, со словами Александра Сергеевича «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов» теперь запомнился, как гигантский муравейник, только вместо муравьев были машины. Плотный их поток переезжал Волгу в обоих направлениях, так что соседний Энгельс, по этому признаку, почти не отличался.
Несмотря на то, что в Саратове Вятка пару раз глохла без видимой причины, на другой берег Волги мы переехали достаточно быстро, поэтому решили не отклоняться от плана и съездить к месту приземления Гагарина.
Как и многие мальчишки советского времени, я с детства мечтал о космосе. Наизусть знал, кто, когда и на каком корабле летал. Собирал марки, посвященные космосу. Любимая фантастика – тоже космическая. Да и не только фантастика. Автобиографии Волкова, Николаева и Берегового из домашней библиотеки были прочитаны от корки до корки. Понятно, почему мне так хотелось попасть сюда.
Сам мемориал оставил смешанные чувства. Нет, там все было красиво и ухожено. Но к гордости за ту эпоху примешивалась досада за эпоху нынешнюю. Найдется ли событие за последнюю четверть века, достойное такого памятника? Что-то не припоминаю…
Долго задерживаться было нельзя. Нужно было доехать до Балаково. В этом городе живет Андрей – наш форумчанин и один из тех немногих, кто еще путешествует на мотороллере. С ним я очно познакомился в 2012 году в Туле и теперь надеялся на новую встречу и даже на то, что совместно проедем часть маршрута. Но не получилось – уже во время пробега выяснилось, что он переехал работать в соседний Пугачев.
Хорошо зная город, Андрей помог найти недорогой и удобно расположенный хостел. Вот именно туда, к горячему душу, мягкой постели, стиральной машинке, электрической розетке и прочим благам цивилизации теперь хотелось попасть. Поспешишь – людей насмешишь. Попытка сэкономить время привела не только к его потере, а и к тому, что сами мы чуть не потеряли друг друга.
Судя по карте, дорога через Энгельс была прямой, как стрела, без каких-либо изгибов. Посмотреть более подробную карту я не удосужился, так как батарея смартфона была на исходе, а нужно было еще выехать к хостелу в Балаково. Поэтому, рассчитывая, что по трассе Фиат проедет быстрее меня, а в городе я его нагоню, крикнул Виталию, что встречаемся на выезде из Энгельса. Крикнуть-то крикнул, но не проверил, услышал ли он меня.
На деле проезд через Энгельс оказался не таким простым. И если мне, на мотороллере и в открытом шлеме было легко узнать правильную дорогу, то Виталию повезло меньше. Ситуацию осложняло то, что российская СИМ-карта была только у меня, а его телефон был с картой украинского оператора, что приводило к диким затратам на роуминг и быстро опустошало счет. В итоге как-то сговорились ехать дальше и встретиться по дороге. Времени было потеряно почти час.
Только отъехал, как закончился основной запас топлива. Чтобы не остаться в темноте без горючего, решил развернуться и проехать несколько сот метров назад, где на противоположной стороне дороги была расположена Лукойловская заправка. Как оказалось, именно в то время, пока я заправлялся, мимо проехал Виталик и естественно меня там не заметил (заправка была метрах в 30 от трассы).
В общем, всё закончилось хорошо. Так и не догнав Вятку, Виталий правильно понял, что мы опять разминулись, и остановился где-то после Маркса. Там мы и встретились. После этого решили больше не разъезжаться и не пытаться таким образом сэкономить, ибо выходит только хуже.
Ну а потом началась гонка со временем. За оставшуюся сотню километров останавливался только два раза. Первый раз чтобы сфотографировать шикарный закат, второй раз – чтобы надеть ветровку, ибо стало совсем холодно.
Дорога в Балаково, мягко говоря, не идеальная. Хорошо, что я раньше не читал отзывы о ней. Может тогда и не решился бы ехать там ночью при свете только своей фары, почти на максимальной скорости. Однако на этот раз нам повезло в том, что дорогу недавно ремонтировали. Пусть и ямочным ремонтом, но, по крайней мере, не было глубоких рытвин, наиболее опасных для маленьких колес мотороллера. Езда же по наползающим друг на друга латкам даже тонизировала и не давала расслабиться, хотя после короткого сна и тяжелого ездового дня организм уже устал.
Из-за постоянной тряски начал отходить контакт лампочки габарита в заднем фонаре. Для подстраховки Виталий поехал сзади на небольшом расстоянии, тем более, что мы уже приближались к Балаково. Так, слетанной парой и прибыли на место около 11 часов ночи. Уже на улицах города нас остановили ГАИ-шники, но посмотрев документы и выяснив, «откуда-куда-зачем», отпустили, пожелав счастливого пути.
Хостел компенсировал все неприятности этого дня. Мы заселились в большой номер, где больше никого не было, зато были все долгожданные блага цивилизации. Поужинав, и прикончив купленный за день до этого арбуз, разлеглись по койкам отдыхать.
Этот ездовой день оказался самым тяжелым и самым продуктивным за весь пробег – удалось пройти более 400 километров и компенсировать вчерашние потери.
На следующий день, 27 июля, планировалось доехать до Ульяновска, где живет еще один наш одноклубник – Михаил, который на тот момент как раз заканчивал реставрировать Вятку ВП-150.
Если вчера владелец хостела – колоритный мужик и мой тезка, встретил нас достаточно прохладно, то утром первая его фраза была: «Привет, звезда интернета». Видно, не поленился узнать о нашем пробеге чуть подробнее.
Поскольку требовалось проехать всего около 300 км, с утра прогулялись на крытый рынок, который оказался совсем рядом. Нужны были солнцезащитные очки для Виталия, да и освежить продуктовые запасы не мешало.
Балаково – как будто расположен на северной границе Юга. С одной стороны – это первый, встреченный нами город, где довольно много деревянных строений. Южнее строят преимущественно из кирпича и камня, поэтому здесь многочисленные деревянные постройки сразу притягивали взгляд. С другой стороны – климат здесь еще вполне южный. Во всяком случае, росшее возле соседнего дома абрикосовое дерево, на котором при нас от тяжести плодов обломилась ветка, это подтверждает.
Ульяновск
Прогулка и сборы немного затянулись, поэтому выехали только около 11. По плотине очередной раз (уже четвертый, а всего их будет десять) переехали Волгу и вернулись на знакомую Р-228.
Поначалу дорога была просто сказка – великолепный асфальт, пустынное шоссе и красивый вид по сторонам. Вместе с Хвалынским национальным парком началась зона лесов. Дальше они попадались всё чаще и становились всё выше.
После Сызрани движение оживилось. Несколько раз попадались сбитые машинами лисы. Снова в большом количестве появились фуры, а на дороге стали часто встречаться ремонтируемые участки с частично перекрытым движением. С тех пор, как в 2009 году меня за рулем Вятки, ошалевшего и испуганного впервые занесло на магистральные трассы (тогда это были М-2 и М-4), не без помощи старших коллег, наработалась определенная тактика езды по ним. Фуры на дороге редко встречаются в одиночестве и чаще ходят косяками. Завидев в зеркале очередной такой паровозик, присматриваю себе удобное место для съезда на обочину, спокойно торможу и останавливаюсь, пропуская и фуры и тех, кто собрался за ними. Потом еду дальше. Это несколько задерживает, зато очень экономит нервы.
Обилие подъемов по дороге в Ульяновск позволило занести в свой актив невиданное доселе достижение – обгон Вяткой фур на трассе. Причем их довелось обогнать целых три штуки (все – старые Камазы, нагруженные сверх всякой меры). На форуме по этому поводу посоветовали нарисовать три звездочки на борту.
А в остальном, ездовой день выдался довольно скучным. К Мише попали только в начале девятого и естественно сразу отправились в гараж – полюбоваться на его Вятку, а заодно и мою поставить на ночлег.
Михаил оказался очень интересным человеком. По личной шкале я б ему поставил высший балл как минимум в двух номинациях – за изобретательность, которую он продемонстрировал, восстанавливая Вятку, и за аккуратность. И если на отсутствие первого качества я и сам не жалуюсь, то до его аккуратности еще расти и расти. В гараже мне понадобились плоскогубцы. Попользовавшись, положил их на верстак. Уходя, краем глаза заметил, что Миша взял их и повесил на назначенное место.
Дома нас поджидал вкусный ужин и неторопливая беседа за бутылочкой пива – первым алкоголем за всю поездку. Только взглянув на часы, мы узнали, что Ульяновская область находится в другом часовом поясе и вставать придется в пять утра, после чего быстро разбежались по койкам.
На следующий день мы продемонстрировали свою аккуратность, дружно забыв полотенца дома у Михаила. Пришлось возвращаться назад, благо его жена была дома, а уехали мы всего километров на 15.
На этот раз предстоял небольшой (около 200 км.) бросок до Казани, где должна была состояться встреча с остальными участниками пробега с тем, чтобы на следующий день, в субботу всем вместе ехать в Вятские Поляны.
Поскольку встреча была назначена на два часа дня, а встали мы рано, решили немного посмотреть Ульяновск. Как и у каждого, кто был пионером и ходил в школу в СССР, этот город ассоциируется, прежде всего, с Лениным. Вот к его дому-музею, рядом с которым расположился мемориальный комплекс, мы и направились.
Погода хмурилась, моросил мелкий дождик, но ни я ни Виталий не пожалели, что приехали. Есть все-таки что-то особенное в этом месте, расположенном на высоком берегу Волги.
В Казань отправились по дороге Р-241. Поначалу была мысль поехать вдоль Волги, более спокойной дороге, через Тетюши, но мы, наученные предыдущим опытом, отдали предпочтение магистрали. Наверное, зря. Во всяком случае, опасения насчет качества дорог в Татарстане точно лишние.
Часть 3 Дата публикации: 21/02/2019 Прочитано: 1123 раз Дополнительно на данную тему:
Крым и "Вятка": поход на юг (из прошлого).
Славное мотороллерное прошлое
От Перми до Екатеринбурга и обратно
6500 километров на Туле
9000 км на мотороллере Электрон
Крым-не-наш. Часть 1.
Крым-не-наш. Часть 2.
В поисках провинции.
Точки на карте - 1
Точки на карте - 2
|