Зима. Hakuna на мопеде вновь держит курс на Чердакли.

Постоянные читатели сайта наверняка уже знают о моем пристрастии к этому удивительному уголку Приазовья. По прямой от Мариуполя до микрокаменных могил - Чердакли - всего лишь около двадцати километров, но попадая туда каждый раз ощущаешь ни с чем не сравнимую ауру этого места, где соединяются величие древних гор и спокойствие воды.

Собственно говоря, идея зимней поездки зрела уже давно. Согласитесь, что побывать в таком месте летом, осенью, весной и не побывать зимой - просто смешно. Практической же реализации идеи мешали не столько готовность техники и моральное состояние ездока, сколько капризы нашей погоды. Дело в том, зима по мариупольски часто представляет из себя сильно затянувшуюся осень, с плюсовыми температурами, пасмурной погодой и отсутствием снега. Нынешняя зима началась в полном соответствии с этим описанием - за весь ноябрь и декабрь выдалось не более двух-трех солнечных дней. Однако потом, в январе, ударил мороз под -20 и продержался довольно долго. Во всяком случае, море замерзло. В один из таких погожих морозных дней, 12 января, я открыл сезон поездкой на комсомольский пляж. Не скажу, что езда по -8 доставила мне удовольствие. Скорее наоборот - воспоминания о боли в оттаивающих пальцах еще долго будут преследовать меня при всякой мысли о зимней езде. Однако эта поездка дала понять, что не так страшен черт, как его малюют, что "Карпаты" вполне нормально заводятся и ездят по морозу, а седоку при адекватной экипировке тоже ничего не грозит. Осталось подождать совпадения следующих событий: свободного времени, ясной погоды, мало-мальского снега на земле, и близкой к нулю температуры.

В конце концов, 29 января звезды проявили сочувствие ко мне и практически все условия объявились. Правда, снега было совсем мало, но нужный антураж, по моему мнению, вполне мог создать лед замерзшего водохранилища.

Итак, в 11 часов утра, во вторник, 29 января 2008 года, закутавшись во все, что можно и напялив на голову шлем, я завел "Карпаты" и покатил навстречу приключениям.

Правда, в сторону Чердакли я поехал не сразу. Первым делом пришлось заехать в гараж, где зимует мой Москвич. Во-первых, для того, чтобы посмотреть, не там ли обитает Вятковский спидометр, который я безуспешно искал весь предыдущий вечер, а во-вторых - натянуть поверх двух штанов, в которых я уже ехал, третьи - отличающиеся исполинской шириной брезентовые шаровары. Оба пункта были успешно выполнены. Правда, шаровары я пока не надевал, а только закинул на багажник. После этого, наконец, можно было направить руль в нужную сторону.

Поездка по трассе до развилки на Володарское ничем особенным кроме холода не запомнилась. Дорога была чистая, не считая мелких замерзших лужиц. Скорость держал около 45 км/ч. Примерно на середине дороги проехал мимо ГАИ-шников, ловивших здесь нарушителей скорости. Правда, о приближении этого поста водители сигналили фарами уже километров за пять до него. Упомянутые выше шаровары я, выехав за город, все-таки надел, хотя особого тепла они не принесли.

Первые сюрпризы начались уже после поворота в сторону Чердакли. Солнышко, исправно сиявшее все время, внезапно зашло, и я попал в самую настоящую метель из крупных хлопьев снега. Ехать по ней в шлеме оказалось довольно прикольно. Поначалу я инстинктивно пытался увернуться от несущихся навстречу лохматых снежинок, но вскоре привык к тому, что их неслышно и надежно останавливает прозрачное забрало. К счастью, температура была отрицательной, и снег не таял на нем, а тут же уносился ветром.

Вскоре метель закончилась и снова выглянуло солнце. А минут через двадцать цикл повторился. Снова сплошной снег и вскоре ясное небо.

Где-то между этими двумя циклами я достиг первого из двух маленьких ставков по дороге. Сплошная корка льда вселяла уверенность в то, что мои расчеты верны и Кальчинское водохранилище тоже замерзло.

Спидометр отсчитывал километры, ну а я сжимал замерзшими пальцами руль, пытаясь закрыть в одежде все щели, через которые проникал холодный ветер. Наконец руки замерзли до такой степени, что пришлось остановиться и отогревать их. Попутно я сменил франтовские красные полукраги на нормальные зимние кожаные перчатки, чем остался весьма доволен.

В общем, долго ли, коротко ли, но добрался я до того самого места, где асфальтовый путь заканчивается и дальше нужно ехать по грунтовке. Полный ликования оттого, что цель уже почти достигнута, я свернул на ровную гладкую полосу чернозема между лесополосой и вспаханным полем, и...

Метров тридцать мне еще удавалось держаться в седле, несмотря на ощущения, сходные с теми, что, должно быть, испытывает корова на льду. Однако потом я все-таки сделал неправильное движение, после чего мопед застыл, уткнувшись носом в земляной вал по левую сторону дороги, пока его седок, скользя, матерясь и стараясь как можно меньше вымазаться в черной грязи, принимал рядом вертикальное положение.

Скорость была минимальной, земля мягкой, поэтому обошлось без повреждений. Хуже было другое. Асфальт маячил совсем рядом, а вот другой край дороги отсюда даже не было видно. Сдаваться? Ни за что. Другой раз на такую пытку холодом я не пойду. Поэтому бодро вскакиваю на мопед, дергаю кик и осторожно, на первой передаче пробую ехать дальше. Едется очень тяжело и в голову приходят мрачные мысли о том, как я буду выбираться обратно. Сейчас-то дорога хоть под горку идет. А потом?

Проехав совсем немного, гляжу вниз и обнаруживаю отсутствие откидного рычага кик-стартера. То, что на крепящем его винте стерлась резьба и рычаг может вот-вот получить самостоятельность, я знал еще в Мариуполе, а потому внимательно следил за этим узлом. И вот опасения оправдались. Останавливаюсь, ставлю мопед на подножку и иду обратно, внимательно осматривая дорогу. Не пройдя и половины пути я оглянулся и увидел, что "Карпаты" уже не стоят, а, словно устав, прилегли на бок. Ну и черт с ними. Пусть полежат.

Искомая деталька обнаружилась всего в полутора метрах от места предыдущей аварии. Потом еще несколько минут пришлось потратить на розыски так некстати выпавшего винта. Наконец все запчасти в сборе и можно задуматься о том, как ехать дальше. С трудом переставляя ботинки из-за налипшей на них грязи, захожу в лесополосу. Деревья посажены ровно и промежутки между ними еще не успели зарасти подлеском. Почву покрывает толстый слой сухой травы. Похоже, несмотря на попадающиеся то тут то там препятствия, в виде пеньков, поваленных деревьев сломанных веток, ехать здесь все-таки лучше, чем месить чернозем. Обтрусив ботинки, иду к мопеду и завожу его в пролесок.

Конечно, езда по такой "дороге" была нелегким испытанием. Требовалась максимальная сосредоточенность, чтобы лавировать между деревьями, а первая передача "Карпат" все равно оказалась слишком высокой для таких скоростей, и чтобы не заглохнуть, нужно было постоянно "играть" сцеплением. К тому же, мопед катился очень тяжело. И, тем не менее, эту полосу препятствий я прошел. Дальше дорога снова лежала вдоль пахоты, однако с другой стороны пролеска, на мое счастье, обнаружилось поле, на котором в прошлом году, видимо, рос подсолнечник, и которое оставили неперепаханым. Вот по нему я и поехал. Тоже не сахар, тряско, скользко, руки болят от напряжения, но кое-как ехать можно.

Ну а дальше поля закончились и началась целина, для земледелия непригодная. Здесь почва щебенчатая и местность достаточно рельефная, что плохо для колхоза, но хорошо для меня. Выехав на щебенку, снова обращаю внимание на то, что мопед еле едет и останавливаюсь для осмотра. Боже мой! Я и не представлял, что на колеса может налипнуть столько грязи. Смешавшись с жухлой травой, она забилась между маятником и покрышкой, налипла на двигатель. Цепь также представляла из себя мрачное зрелище - промежутков между роликами не было видно вообще. Кое как вычищаю комья глины и чернозема отверткой и только потом вспоминаю, что не сфотографировал это безобразие. Надеюсь, все-таки, что мне поверят, хотя бы по следующим кадрам, которые были сделаны чуть позже, когда грязь с покрышек уже поотлетала.

Хотя смесь глины со щебнем и не липла на колеса так, как чистый чернозем, ехать по ней все равно было скользко, поэтому дальше я пробирался в основном по заросшей травами обочине. Кстати, на всем пути от асфальта до асфальта мне так ни разу и не пришлось включать вторую передачу. Ехал только на первой, да и её маловато было. Уже перед самым выездом на берег водохранилища, дорога нырнула в посадку. Солнце сюда не проникало, и этот заснеженный кусочек пути оказался единственным таким за всю поездку.

Выехав, наконец, на высокий берег, останавливаюсь. Открывающийся отсюда вид каждый раз поражает меня и я понимаю, что все-таки стоило вырваться из города посреди зимы, плюнув на работу, мерзнуть, пробираться по грязи для того, чтобы увидеть это.

Валуны лежат чуть припорошенные снегом, в пожухлой траве, водохранилище замерзло, а морозы вперемежку с оттепелями образовали на льду хаотичный узор.

Лед кажется достаточно крепким. Во всяком случае, вдалеке видно фигурку рыбака, идущего на другой берег.

До моего любимого места отдыха остается совсем немного и через несколько минут я уже глушу двигатель и прислоняю мопед к одному из больших камней. Прибыли.

С фотоаппаратом в руках спускаюсь к воде. Купание сегодня конечно не сложится, но хоть подошвой ботинка попробовать лед надобно. Лед похрустывает и я включаю фотик в режим записи видео, снимая свою ногу, давящую на лед и вызывающую из него скрипящие звуки. Доигрываюсь до того, что ботинок проламывает тонкую прибрежную корку и я, как попавший лапой в лужу кот, отпрыгиваю подальше, одновременно стряхивая с обуви воду.

Потом следуют небольшая экскурсия с обходом заливчика и подъемом на холм, с которого прекрасно обозреваются все окрестности. Ненадолго выходит солнышко, освещая пейзаж и добавляя в холод золотистых тонов. Оглядываюсь назад и вижу поблескивающие хромом Карпаты, застывшие в ожидании обратной дороги.

Возвращаюсь с прогулки на традиционное место приема пищи и чтобы не нарушать традицию, жую припасенные бутерброды (впрочем, к этому моменту аппетит действительно пробуждается). Еще пару фоток и домой.

Мотор сопротивляется недолго и вскоре оживает. На первой передаче, помогая себе ногами, выползаю на дорогу. Крутой подъемчик в самом начале преодолеваю с разгона, умудряясь не упасть на скользкой, как мыло, дороге. Дальше еду более-менее спокойно, не насилуя ни себя, ни мопед. Однако, когда каменистая дорожка перешла в ровную смесь глины с мелки щебнем и я увидел свои следы, оставленные час назад, челюсть у меня слегка отвисла. Колеи переднего и заднего колес шли параллельно, на расстоянии сантиметра 3-4. Естественно, что с такой установкой колес и на такой дороге меня вертело как волчок. Однако заниматься срочным ремонтом не захотелось и положившись на авось, я продолжил путь. За что буквально метров через 50 и был наказан. Там дорога снова шла на подъем и чтобы нормально его преодолеть, пришлось добавить скорость. В результате, в повороте на какой-то из неровностей меня так занесло, что мопед проделал практически полный разворот на 360 градусов. Со стороны, наверное, это могло смотреться красиво, если бы было кому смотреть. Пока я рассматривал специфический след на тропе, снова очень кстати на минутку выглянуло солнце, позволив устроить еще одну небольшую фотосессию. Отсняв место заноса, а также свою тень на фоне зимнего степного пейзажа я осторожно поехал дальше.

Вообще, наблюдать свои следы на обратном пути было довольно интересно. События раскручивались в противоположной последовательности. Вот здесь я пересекал дорогу (след с одной обочины на другую). Здесь чистил колеса от грязи (следы ботинок и комья земли). Здесь катил по полю (длинная змейка пересекающихся дорожек, оставленных колесами).

Путь по чернозему в обратном направлении был несколько быстрее (сказался опыт), но ничуть не легче, чем в прямом. Сначала я довольно долго ехал по неперепаханному полю, с остатками подсолнечника. Потом пошла пахота и пришлось ретироваться в посадку. Поскольку обратно я выбирался на подъем, двигателю добавилось работы, а моя левая рука не сползала с рычага сцепления. Если к этому добавить особенности ручного переключения передач, благодаря которому приходится все время выворачивать кисть вверх, чтобы удерживать включенной первую скорость, то можно понять, почему к концу этого лесного слалома я, несмотря на мороз, весь взмок, а рука устала и болела. Поэтому, выбравшись на асфальт, я еще несколько минут отдыхал перед последним этапом пути.

Сегодняшние приключения ясно дали понять, что ехать на Мариуполь по кратчайшей дороге не стоит, ибо километров пять её ведут по замечательным черноземным полям, коих мне сегодня уже вполне хватило. Однако возвращаться той же дорогой ну совсем уж не хочется, и поэтому я выбираю третий (точнее четвертый, т.к. есть еще дорога через поселок Старый Крым) путь, который лежит через село Тополиное. Раньше ездить им не доводилось, поэтому остается положиться на карту. Впрочем, генштабовские карты пока не подводили. Не случилось этого и сегодня.

До города я доехал без приключений. ДАИ-шники все так же ловили водителей, которые все так же предупреждали друг друга об этом. Ветер был все таким же холодным (хотя опытным путем был найден самый теплый вариант перчаток и руки мерзли не так сильно). Однако обратная дорога всегда короче, и вскоре я уже был дома. Потрепать за уши собаку, погладить кошку, позвонить жене...

А потом, наконец... ВЫПИТЬ ГОРЯЧЕГО ЧАЮ!!!

 

закончено 21.04.2008

 

P.S. А вот так выглядело пространство под правой крышкой двигателя:

 

 

P.P.S. Из-за всех этих перипетий расход бензина оказался просто рекордным. Мопед умудрился выжрать менее чем на сто км. почти четыре литра смеси. Домой я вернулся с почти пустым баком, в котором плескалось меньше литра.

 

 

Тексты   На главную


Украинская Баннерная Сеть