Кривая коса год спустя, или Под крылом Черноголового Хохотуна.
(продолжение)

Неспокойная ночь закончилась и наступило утро. Пиплы постепенно покидали палатку, я же сибаритствовал, предвкушая все прелести предстоящего дня. Тут за стенами палатки раздались знакомые звуки падающего пластмассового столика и я направился к выходу. Соседи уже проснулись и были поглощены правильным проведением процесса опохмела (неправильный опохмел может привести к запою!). Однако, по-видимому координация движений вернулась к ним еще не в полной мере, поэтому многострадальный столик перманентно находился в состоянии нокаута. Полюбовавшись немного этим зрелищем, я двинулся обозревать ближайшие окрестности при солнечном свете.

Великолепная картина открывалась справа. Согласитесь, не каждый день можно увидеть автомобильный знак "Проезд без остановки запрещен", приколоченным к деревянной жерди, на фоне песка, моря и моторных лодок. На съемку этого знака ушли последние миллиампер-часы аккумуляторов моего Кодака и дальше пришлось бродить по Кривой косе с пленочным фотиком, которым на этот раз была ностальгическая Смена-8М.

Народу на косе со вчерашнего вечера ощутимо прибавилось, практически все удобные места для стоянок уже были заняты, а машины все продолжали и продолжали прибывать. Какая-то Газель направилась прямо на нашу палатку, оптимистично предполагая развернувшись на полоске песка стать между нами и ночными "литрболщиками". Как и следовало ожидать вездеход из нее не получился и машина намертво увязла в песке, обеспечив нам увлекательное зрелище на ближайшие полтора часа. А раз есть зрелища, значит должен быть и хлеб, побуркивали наши пустые желудки. Поэтому паралельно с наблюдениями за Газелькой мы занялись поеданием съестных запасов, начиная от перепекшейся вчера картошки и заканчивая присыпанными песочком помидорчиками и огурчиками. А зрелище все-таки выдалось знатное. Поначалу водитель пытался тривиально сдать назад, в результате чего сел еще глубже (пассажиры при этом продолжали сидеть внутри и даже не думали убраться из машины и облегчить ее на 3-4 центнера своего веса). Дальше водила понял, что не в бирюльки играется и начал откапывать колеса. Семейство с восхищением глазело на такое дело из окон. Очередная попытка сдать назад окончилась ничем и только тогда пассажиры наконец перестали прикидываться баластом и начали помогать благородному делу спасения из песчаной ловушки. В общем закончилась эта история только после того, как в дело были включены лопаты и более опытные автомобилисты из окрестных палаток.

Параллельно с наблюдениями за потенциальными клиентами службы 911, весь контингент отдыхающих выслеживал белую Ниву, на которой должен был подъехать начальник заказника. С ним связывались надежды попасть наконец за треклятый шлагбаум. Однако приезд шефа облегчения не принес. Точнее не принес облегчения нам. Тот же Юра добавив к своему обаянию 50 украинских гривен выхлопотал себе проезд+ночевку. Нам же объяснили, что птицы, в частности редчайший Черноголовый Хохотун, в этом году поздно загнездились и если отдыхающие спугнут их, птенцов в этом году не будет. Ребята! Все понятно, мы тоже любим птиц и согласны, что во время насиживания их лучше не трогать. Но! Неужели полтиник, врученный директору заставит птиц сидеть смирно, а от лиц, не прошедих эту процедуру те же птицы будут шарахаться? Если уж не пускать, так не пускать никого. Кстати, в тот же день на Кривой Косе был замечен премьер Украины, господин Янукович вместе с сопровождающей его "партией Регионов". Не думаю, что если бы он захотел посетить заповедник, кто-нибудь хоть слово бы вякнул про птенцов и гнезда.

Ладно, бог с ними, с начальством, политикой, взятками и иже с ними. Все-таки с точки зрения сохранности природы Кривая коса выглядит не в пример лучше Белосарайки, включенной в состав того же парка Меотида. Так что оставим в покое официальный маршрут, перегороженнй шлагбаумом и пойдем, как настоящие герои. То-есть, в обход.

Оставив палатку и транспорт на месте, наша маленькая компания прошла по дороге немного назад, и обнаружила чудесный деревянный мостик ведущий на противоположную сторону косы, то-есть именно туда, куда мы и хотели попасть.

Выйдя на берег, прежде всего мы кинулись искать место, на котором останавливались во время коротенькой поездки 2003 года, и где оставался симпатичный "сувенирный" трезубец с почти совсем проржавевшей ручкой, но острыми зубцами из блестящей нержавеющей стали. Не нашли. И вроде бы все совпадает - и песчаная коска, закрывающая от моря мелкий заливчик, и остатки проселка все еще заметны, ан нет. Ветер и вода до неузнаваемости изменили все мелкие ориентиры, а заросли камыша перемешались в свершенно невообразимом порядке. Ну да ладно, ну и черт с ним. Расчехляются фотоаппараты и новоявленные Шарики выходят на очередную фотоохоту.

Олег экономит пленку, да и в воду не особенно спешит, я же набравшийся плохих привычек от общения с цифровиком, который сейчас мертвым грузом лежал в палатке, щелкаю довольно много. Да и как такую красоту не фотографировать?!! На коске собрался небольшой птичий базарчик. Гнезд там нет, поскольку голый песок и место чересчур открытое, поэтому иду не опасаясь разрушить чью-нибудь птичью семью. К сожалению, местная живность при моем приближении норовит улететь, поэтому крупным планом никого заснять не удается. Но пейзажи тоже стоят того, чтобы утопая по щиколотку в иле и по грудь в довольно прохладной воде, а параллельно прикрывая от соленых брызг фотоаппарат, добираться сюда через водную преграду. Пока стою и выбираю ракурс для фото, откуда-то сверху доносится некий звук, больше всего напоминающий лошадиное ржание. Звук нарастает и вот уже можно определить, что принадлежит он симпатичной птичке, размером с баклана, и с черной шапочкой на голове. Так вот ты какой, черноголовый хохотун, местный эндемик и гордость заповедника. Будем знакомы.

Отфотографировавшись и отбродившись по "запретной зоне" (в которой, кстати, шастает довольно много такого же как и мы народу) решаем возвращаться на стоянку. По пути заходим в несколько более цивилизованную зону и отовариваемся в одной из немногочисленных прибрежных кафешек. На месте стоянки застаем картину "бардак крепчал и танки наши быстры". На месте гостеприимных соседей справа уже чьи-то незнакомые лица, а дорога запружена несчастными, пытающимися урвать хоть маленький кусочек солнца, моря и пляжа. Оставаться тут дальше уже нет ни смысла, ни желания, поэтому начинаем собираться домой.

Хочется есть, поэтому случайно обнаруженные сардельки, не съеденные вчера, вызывают бурю восторгов. Осторожное "а ничего, что они тут целый день на жаре лежали" никого не останавливает, в том числе и спрашивающего. Поэтому на остатках дров быстренько разводится костер, и вскоре горячие, румяные, истекающие жиром сардельки перекочевывают в наши желудки.

Короткий отдых, сбор палатки, укладка вещей, и мы почти готовы в дорогу. Осталось только разместить все на наших двухколесненьких и выкатить их на большую дорогу. Тут же находится куча помощников, готовых буквально на руках вынести Вятку и Верховину, только бы побыстрее освободилось вожделенное место. Приходится охлаждать их пыл.

Наконец все собрано, упаковано, перевязано и заведено. Трогаемся. Вчерашний маршрут ложится под колеса в обратном порядке: песчаный проселок - стиральная доска - гравий - асфальт с большими ямами - асфальт с маленькими ямами - трасса. На Новоазовской объездной Олег заруливает на заправку - подкормить Верховину. После заправки идет подъем и на нем я впервые замечаю, как упала тага Вятки. Едва заезжаю на второй, тогда как вчера на такие же горки залетал на третьей. На Безыменном сворачиваем, чтобы показать Аде ветряную электростанцию, столь поразившую нас в прошлом году. Все на месте, все крутится, даже вроде бы запустили в строй новую очередь. Фотографирую супругу на фоне самого внушительного ветряка и едем дальше. Последняя остановка перед городом возле бескрайнего подсолнечного поля. Желтое море уходит куда-то за горизонт и кажется не меньше моря настоящего, с которого мы возвращаемся. Возле обочины растет черешня, на которой еще можно разыскать несколько ягодок, оставшихся после набегов других проезжих любителей халявы. Проведя минут десять за этим увлекательным занятием, возвращаемся к нашему транспорту и Ада делает последний снимок в этой поездке - два типа в темных очках и банданах делают вид, что куда-то едут.

Часам к четырем подъезжаем в Мариуполь. В городе ищу заправку уже я, и найдя, заливаю в Вятку литров пять бензина. Подмечаю, что горючего в баке все-равно маловато и прикидываю расход - получается литров пять на сотню. Многовато, мягко говоря. У поворота на Звонкую прощаемся с Олегом и катим к себе. Пять часов вечера, гараж, финиш.

Усталые, но довольные едем из гаража домой.

Подробнее о региональном ландшафтном парке Меотида

 

Начало

окончено в ноябре 2004

Тексты   На главную


Украинская Баннерная Сеть